Чеченское изобразительное искусство имеет многовековую историю и восходит к искусству древних мастеров эпохи ранней бронзы. Наиболее ярко это искусство выразилось в бронзовых, серебряных и золотых изделиях майкопской археологической культуры, а своего апогея достигло в творениях мастеров кобанской археологической культуры. Читать дальше...
Первые сведения об использовании нефти восходят к древнейшему периоду. Шумеры, населявшие междуречье Тигра и Ефрата, наполняли ею светильники, а нефтяной битум применяли как цементирующий раствор для изготовления кирпича. Этот кирпич обладал поразительной прочностью – сложенные из него стены стоят до сих пор. Читать дальше...
Добыча и использование нефти в Чечне началась ещё в далёком прошлом. Так, в записях древнегреческих, арабских и персидских авторов уже имеются первые упоминания о наличии и использовании нефти на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне. Читать дальше...
Шатойский район - высокогорная местность южной части Чеченской Республики. Путешествие в этот уголок Чечни, по истине, невозможно забыть: гордые, зелёные кавказские горы, сверкающие реки, огромное разнообразие растений и животные - всё это можно увидеть здесь сплошь и рядом. Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
Последнее десятилетие активно постулируется в научных и бытовых кругах мнение, что учения Кунта-Хаджи и Льва Николаевича Толстого о «непротивлении злу насилием», как сказал один из выступавших на конференции в музее великого писателя в станице Старогладковской в 2003 г., «...абсолютно идентичны». Никто не может отрицать их взаимосвязанность и схожесть. Читать дальше...
Губахан Пиши(а)ев из Тазен Калы, старшина аула Гуни — один из руководителей восстания под рук-вом Алибека - Хаджи в 1877 году. Был казнен казнен в марте 1878 года в числе других 13 руководителей восстания. Все они, за исключением 70-летнего Умы Дуева и еще нескольких человек, были молоды - 23-25 лет. Читать дальше...
Знаменитая сталинская коллективизация в Чечне прошло крайне болезнено. Обоществлялось все (скот, птица, с/х инвентарь и даже сады и огороды) и вывозилось неизвестно куда, что означало смерть в суровых условиях горной зимы. В ответ вспыхнула серия стихийных восстаний, крупнейшим из которых было восстание под руководством Шиты Истамулова. Читать дальше...
В чеченском языке существуют определенные качественные прилагательные, образующиеся при помощи основ существительных при помощи суффикса "за", который восходит к отрицательной частице "ца" (ср. Оъвхьаза лела - без стеснения ходить; Маьттаза мотт бийца - говорить непристойности). Лексическая единица "дакьаза образована тем же путем от "дакъа" (доля) и частицы "-за"(не//без). Читать дальше...
Так называется книга, автором-составителем которой является известный историк-публицист, сотрудник Архивного управления Правительства Чеченской Республики Вахит Бибулатов. Читать дальше...
Выражение восхордит к древним временам в истории чеченцев, когда скот, являясь частной собственностью индивидуальных лиц, служил единицей меновой торговли. Следует отметить, что хозяйство древних чеченцев носило натуральный характер. Причем, экономической основой являлось именно скотоводство, тк. альпийские луга горных районов, непригодные для хлебопашества, давали прекрасную возможность Читать дальше...
Выражение связано с языческим обрядом погребения. В древние времена ( в доисламский период) чеченцы не предавали умерших земле, а хоронили в специально построенных склепах "маьлхан кешнаш - солнечный могильник (ср.Дакъа дина охъавила;Вакъор ву хьо и др.) Читать дальше...
По давно сложившейся традиции, каждый чеченец, чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам, должен был помнить имена не менее 12 своих прямых предков. Позже эта цифра снизилась до семи. До сих пор, если хотят сказать что-либо оскорбительное в чей-либо адрес, чеченцы говорят: " Шен ворх1е да мила ву ца хаьа..." (Не знает своих семерых отцов). Читать дальше...
5 декабря 1936 года, в связи с принятием новой Конституции СССР, Чечено-Ингушская автономная область была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В связи с этим во всех аулах происходили национальные торжества, на которых чеченцы и ингуши выражали искреннюю благодарность власти, оказавшей им столь высокое доверие, как образование автономной республики. Читать дальше...
В современном чеченском языке слово к1ант имеет несколько значений: сын, маленький, мальчик, молодец. Выражение связано с последним из этого ряда. В этом значении "к1ант" широко используется в народных песнях "илли", в которых этим именем характеризуют положительного героя или его друга. Читать дальше...
АБХАЗИЯ. Абхазия прекратит все платежи кроме света и зарплат бюджетникам
КБР. В Нальчике заканчивают капитальный ремонт второй детской поликлиники
КРАСНОДАР. В сети появилось видео падения дрона ВСУ на жилые дома на Кубани
КРАСНОДАР. Кубань вышла вперед по темпам роста цен на бензин
КРАСНОДАР. Анапские организации выиграли три гранта губернатора на сумму 8 миллионов рублей
КРАСНОДАР. Пассажиры загоревшегося самолета SSJ-100 готовят иск к авиакомпании