Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. О тайпе Жей/Жевой


Просмотров: 20 847Комментариев: 87
ДАЙДЖЕСТ:
В Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа (выпуск 44-ый. Тифлис. 1915 г. 3-й отдел, стр. 4) в описании Курганов станицы Змейской (Терского казачьего войска), Ф. С. Гребенец приводит выписку из архива Султан-Кизи-Гирея: «В 802 г. Гиджры (1395 г.) Аксакъ-Темуръ (Тамерланъ) разбилъ хана Тохтамыша у Берды Мулку и гнал его до Кубъ-топа; у хана Тохтамыша в Орде находились Джаи **), Адыге, Руссы, Ногаи, Гурджы (грузины), Осы (осетины), Эрмине (армяне) и Куманы (половцы или теперешние кумыки).
**) Примечание автора (Ф. С. Гребенца): подъ этимъ названиемъ (Джаи) были известны народы, жившие по горам - хевсуры, кисты, карабулаки, аристинцы, чеченцы и шатоевцы. Все они говорятъ почти однимъ языкомъ. Ныне же «джаями» чеченцы называют только одних аваръ». То есть Джаями в ранние периоды называли «народы, жившие по горам»: хевсуров, кистов, карабулаков (аристинцев) чеченцев, в т.ч. шатоевцев, и соответственно аккинцев. (У. Лаудаев Чеченское племя: Сб. свед. о кавказских горцах. Вып. VI Тифлис, 1872. С. 30).      
 
В этой связи становятся понятными сведения приводимые И. М.Саидовым: «В одно время в Джейрахе, считается, преобладал тайп «ДжIай», с учетом многочисленных свидетельств проживания Аккинцев в Джейрахском ущелье. 

Что касается сведений о том, что в Орде Тохтамыша были «Джаи», с учетом того, что «джIай, жей, джIара, жIара, жIай» это ранние обозначения креста или христианства, а «народы, жившие по горам» в тот период преимущественно, были христианами (или кереста), то очевидно, что под Джаями в данном случае подразумеваются предки Нахов Аланы, являвшиеся в тот период христианами. Так как именно «Джаи» указаны первыми в перечислении народов в Орде хана Тохтамыша и при этом не указаны отдельно Аланы, занимавшее в Орде важное место. 

На то, что именно Нахи, или «Джаи (христиане или кересты) - народы, живущие по горам» являются потомками Аланов указывают многие источники (- Руслан А.-К. Джатцаев (Хасханов) «К этимологии этнонимов «савромат», «сармат» и «алан». / Ежемесячный литературно-художественный журнал «Вайнах». № 6. Гл. ред. М. М. Ахмадов. Грозный: ГУП ИПК «Грозненский рабочий», 2009. С. 93; - Тизенгаузен, 1884. С. 25.  «Чеченцы». Отв. ред. Л. Т. Соловьева, В. А. Тишков, З. И. Хасбулатова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Комплексный НИИ им. Х. И. Ибрагимова РАН. Серия «Народы и культуры». М.: «Наука», 2012. С. 54).

Что касается записи Ф. С. Гребенца «Ныне же «джаями» чеченцы называют только одних аваръ», следует отметить что джаями чеченцы называют Хунзахцев (Т.Айтберов. «Древний Хунзах и хузахцы» изд. 1990 г. стр. 88), или если быть точнее представителей семьи аварских ханов (ДжIай-Эли), которые, как указывают многие исторические источники, были христианами, несмотря на то, что население как самого Хунзаха, так и всей аварии исповедовали Ислам. То есть даже в данном случае говоря ДжIай-Эли, подразумевалось Князья-Христиане. 
При этом, исходя из сведений, приводимых И. М.Саидовым о преобладании в Джейрахе в одно время тайпа ДжIай, очевидно, что о преобладании аварцев в Джейрахе и речи быть не может и речь естественно идет об аккинцах-христианах.  

 Если провести параллель между генетическими тестами представителей тайпа и некоторыми историческими сведениями, можно увидеть, что эти сведения более чем обоснованы, к примеру:

- генетическая дистанция до одного предка между Жей/Жевой и аккинскими тайпами Кхорхой и Пхьарчхой и Джейрахскими обществами Къошкхой, Эрзихой и Бейнхой (Фаланхой), составляет 1 450 лет, что является обоснованием вышеуказанных сведений, приводимых И. М. Саидовым и сведений о проживании аккинцев в Джейрахе (- Семенов Л. П., Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1928 и 1929 гг., Оттиск из вып. II-III Известий Ингушского научно-исследовательского института краеведения, стр. 392-393; - Н. Г. Волкова, «Этнический состав населения Северного Кавказа в 18-ом - начале 20-го века»).
 - аналогичная генетическая дистанция (1 450 лет) до одного предка с Орстхоевскими тайпами Пхьамтой и Мержой (Гулоев), что является обоснованием множества исторических сведений о родственности аккинцев и орстхоевцев.
- генетическая дистанция до Айткхаллой (Марзи гар) составляет 650-800 лет, то есть - как у представителей тайпа Жей/Жевой друг с другом. Соответственно, в настоящий момент представители Марзи гара тайпа Айткхаллой являются ближайшими генетическими родичами тайпа Жей/Жевой.  В связи с этим обращает на себя внимание запись ЦГИА Груз-ССР (ф. 416, оп. 4, д. 50, л. 2.) указывающую деревню Айтыкалоева, находящуюся на западе Чечни на р.Асса, как орстхойскую. Необходимо отметить что до 1850-го года в низовьях реки Аргун, на правом ее берегу, находилось большое поселение Марзи-Ирзу, основанное представителями Марзи Гара тайпа Айткхаллой. Вероятнее всего данное поселение было основано в тоже самое время что и поселения Балой-юрт, Деха-Ирзу, Жей-юрт, расположенные в непосредственной близости друг от друга, то есть при переселении в 16-ом веке аккинцев и орстхойцев с запада на восток.       
При переселении на равнину Чечни, Жей, основали следующие поселения (известные):

- Жейнчу, (на картах обозначено как Джеанч, Джанчо) на правом берегу реки Аргун (А. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии ч.3, стр. 131. 1980 г.»). Поселение уничтожено 22 августа 1832 года (Акты кавказской археологической комиссии, том 8, абз.: 585, 1881 г.)
- Жей-Юрт, на левом берегу реки Аргун (А. Сулейманов «Топонимия Чечни» Микротопонимия БердкIел (Бердыкель) стр. 358). Иоганн Бларамберг, в 1834 году (издания 1992 года и 2010 года), в списке главных поселений «Независимых чеченцев» перечисляет - Джан-юрт (Жей-юрт), находившееся на левом берегу реки Аргун возле селения Бердикел, Гордали и истребленного несколько раз за время экспансии имперских войск в Чечню и в итоге исчезнувшего селения Топли (Тоьпле гечо). Позже, в ходе укрупнения, поселение вошло в состав села Бердыкель.
- Деха-Ирзу, (А. Сулейманов «Топонимия Чечни» Микротопонимия Устарг1ардойн-Эвла. Дехачу ирзие (Дехачу ирзие) «Длинной поляне к». Урочище на востоке. стр. 366) - основное поселение аккинцев Жей в низовьях реки Аргун до 1851 года. Уничтожено 16 ноября 1851 года. 
- Мамук-Юрт, на реке Гойта (Алдынские хутора). Уничтожен в декабре 1846-го года (Полковник Казбек. «Куринцы в Чечне и Дагестане» стр. 230-231).

Одним из первых поселений Жей, основанных тайпом в низовьях реки Аргун, после переселения из аула Жейнчу, расположенного в горном звене Балойн Лам, был одноименный аул Жейнчу на правом берегу реки Аргун. Этот аул так или иначе присутствует в преданиях многих представителей тайпа, проживающих в разных частях Чеченской Республики.

Название, Жейнчу, поселению было дано в честь поселения, из которого вышли Жей/Жевой, то есть аула Жейнчу (Дженчу), расположенного в горном звене Балойн Лам, в верховьях реки Гехи. Следует отметить что среди чеченцев является обычной практикой давать основанному новому аулу прежние древние названия аула, из которого они переселились.

Вот как обозначаются оба аула Жейнчу, на картах. Аул Жейнчу, находящийся в низовьях реки Аргун: 
- Схематическая карта горной территории Чечено-Ингушской АССР 1941 года - ДЖЕАНЧ;
- Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1926 года - р.д. (развалины деревни) - ДЖАНЧО;
- Карта Красной Армии РККА юга России 1941 года - ДЖАИНЧУ;
- Карта Чечено-Ингушской АССР 1937 года - ДЖАЙНЧУ.
Аул, находящийся в верховьях реки Гехи (в горной Акке).
- Карта Красной Армии РККА юга России 1941 года - ДЖЕНЧУ; 
- Топографическая карта Чеченской республики 2001 года - разв. ДЖЕНЧУ;
- Топографическая карта Европейской России 2000 года - разв. ДЖЕНЧУ;
- Топографическая карта K-38 карты СССР. Тбилиси, Ереван, Грозный, Нальчик. 1985 год - разв. ДЖЕНЧУ;
- Американская карта России и СССР 50-х годов. 1950 г. - Dzhenchu;
- Карта Генереального штаба К-38 по состоянию местности на 1972-1984 года, издания 1987 года - разв. Дженчу.

Самым большим и стратегическим поселением Жей на равнине был аул Деха-Ирзу. Вот как описывается само поселение и его уничтожение (Обзор событий на Кавказе в 1851 году. Кавказский сборник, Том 21): «В Большой Чечне, при слиянии Сунжи и Аргуна, стоял богатый и многолюдный аул Дахин-ирзау (Деха-Ирзу), известный также под именем Узун-Тала (по тюркски - Длинная поляна). 
Дерзость их доходила до того, что они появлялись даже на астраханском тракте. Два чиновника, попавшие в плен 6-го октября, захвачены были ими. Занимаясь постоянно грабежами и разбоями, получая выкуп за пленных, они жили богаче всех своих соседей, чрез что не только на них, но и на все население нижней Джалки имели большое влияние… Грохот канонады и огромное зарево пожара, охватившего аул, подняли тревогу в ближайших хуторах, и не только все население нижней Джалки, на которое, как уже сказано, Дахин-ирзау оказывал сильное влияние, но и наиб Геха, следовавший ночью с Мичика в эту часть Большой Чечни для угона скота от Старого-юрта, поспешили на помощь атакованному аулуЧеченцы дрались отчаянно, желая заставить нас дорого заплатить за падение своего аула. Несколько раз, обнажая шашки, они угрожали цепям атакою холодным оружием…

Но самым важным результатом движения наших войск к устью Аргуна Козловский считал уничтожение огромного аула с его обильными продовольственными запасами… Жители той части Большой Чечни, которая находится между нижним течением Джалки и Аргуном, устрашенные разгромом самого богатого и многолюдного из их аулов и опасаясь новых вторжений наших отрядов на их земли, начали выселяться в глубь Большой Чечни, к истокам Аргуна и подножию Черных гор. Чтобы охранять их при водворении на новых местах, Шамиль предписал 8-ми наибам Ауха, Салатавии, Ичкерии и нагорного Дагестана выслать по 80-ти конных, так что со второй половины ноября у верховьев Аргуна и вдоль северной покатости Черных гор расставлено было по аулам до 700 всадников посторонних народностей. 

19-го ноября сам Шамиль прибыл в Автур для совещаний с наибами Большой и Малой Чечни о мерах к предупреждению внезапных вторжений наших в пределы непокорных нам обществ. Самыми действительными он считал усиление пикетов, содержание в исправности маяков, порчу дорог и заграждение их завалами и наконец, обнесение аулов частоколом и плетнями. Все эти меры были приведены в исполнение за месяц до открытия военных действий в зимнюю экспедицию 1852 года. 20-го ноября совещание продолжалось; на нем бывший аварский наиб Хаджи-Мурат за открытое возмущение, слух о котором проник в Чечню, был приговорен Шамилем к смертной казни. Желая избегнуть мести своего грозного повелителя, Хаджи-Мурат с 4-мя преданными ему мюридами бежал из Аварии и 23-го ноября через аргунское ущелье прибыл к крепости Воздвиженской. Навстречу ему и для прикрытия его бегства из крепости была выслана колонна под начальством флигель-адъютанта полковника князя Воронцова. Обстоятельства, сопровождавшие разрыв его с имамом, изложил сам Хаджи-Мурат и четыре его приверженца; то же самое показывали и все допрошенные по этому делу лазутчики. На донесении об этом всех поразившем событии Император Николай собственноручно написал: “Слава Богу! важное начало!» Мало кто на Кавказе подозревал, что измена Хаджи-Мурата была притворной, что бегство его к нам было прелюдией к обширным замыслам, которыми знаменитый партизан хотел загладить свои неудачи в Дагестане и которые его смертью были расстроены». 

Как видно из указанных материалов, аул Деха-Ирзу имел настолько большое значение и влияние на данную область, что его уничтожение повлекло за собой не только массовое переселение жителей области с насиженных мест, но и повлияло на политическую ситуация в регионе в целом. 

В другом источнике события описываются следующим образом: «Дело, 16 ноября 1851-го года было не менее славным, хотя стоило нам гораздо больших жертв. 

В этот день, заведовавший левым флангом, известный любитель набегов генерал Козловский обратил свое внимание на аул Дахин-Ирзау, приютившийся в болотистом и лесистом углу соединения Сунжи и Аргуна. Задача состояла в уничтожении этого аула, дававшего пристанище абрекам и вообще недоброжелателям русских…
Куринцы на рассвете штурмовали аул: полусонный неприятель, застигнутый врасплох дрался отчаянно. Здесь бой был на штыках и шашках; каждый дом, каждый забор пришлось брать штурмом (Полковник Казбек. «Куринцы в Чечне и Дагестане» стр. 268-269).

Кроме Аккинцев-Жей, в Деха-ирзу осело при переселении с Горной Акки еще общество Аьккхий (Аккинцы-Пхьарчхой), мигрировавшие вместе с Жей. 

Как было сказано выше, в низовья реки Аргун, вместе с аккинскими обществами переселились и Балой, которые основали поселение Балой-Юрт (А. Сулейманов, «Топонимия Чечни», «Микротопонимия УстаргIардойн-Эвла (г. Аргун). Балойн юьрт лаьттнна меттиг «Место, где стоял аул балойцев». Аул с таким названием, основанный балойцами, находился на склоне хребта ГIуьйта-корта (Гойт-корт), ныне - место расположения Аргунского (УстаргIардой) ЛТП. По рассказам старожилов - представителей балойцев, весь хребет ГIуьйта-корта и его окрестности принадлежали жителям аула Балойн юрт», стр. 365). 

Аул Балой, «немногим уступавший Деха-Ирзу по многолюдству» был уничтожен в конце 1851 года, сразу же после уничтожения Деха-Ирзу (Обзор событий на Кавказе в 1851 году // Кавказский сборник, Том 21).

Часть представителей тайпа Жей после уничтожения Деха-ирзу переселилась к родичам в Аух, за речку Булак, в аул Ваниг (ГIонгI-гIала) где и проживала до 1859-го года.    

[Записано со слов Абдула Бисултанова. 74 года. Жей из Устар-Гордоя]: "Мой отец, Сайд-Селим, на вопрос откуда мы пришли в Устар-Гордой, отвечал: "В Устар-Гордой мы пришли с Ауха, где жили за речкой Булак (дословно: "Аьккхий-Махкар, Булакхал дехьар хьа даьхкан ду вай Устрада-Эвла")".

В 1859-ом году, Жей, вернулись в низовья реки Аргун, но уже в центральную часть аула Устар-Гордой (часть на территорию Деха-Ирзу), объединенный (в соответствие с политикой укрупнения поселений) из всех хуторов, находившихся ранее в нижнем течении Аргуна (на территории нынешнего города Аргун).

Причиной реэмиграци из Ауха на плоскость стали события, описанные в Журнале военных происшествий в Прикаспийском крае с 25-го по 31-ое мая 1859 года, представленным командующим войск в этом краю генерал-адъютантом Бароном Врангелем, военному министру, генерал-адъютанту Сухозанету (при рапорте от 31-го мая 1859 года, №1019).

В 1859 году, после Кавказской войны, подпоручику Турло Алханову, служившему переводчиком в царской армии, по его прошению и при содействии генерала Барятинского, царское командование выделило 500 десятин земли, входящей в территорию Деха-Ирзе.
В указанном ранее родословном списке князей, старшин и узденей от 1834 года (фонд 1354, оп. 5, №450, РГВИА) имеется следующая запись: «Мамука-Юрт. Мамука Читаев, сын его Базарха, внук - Али. Старшина Мамука родился от Чита, сей от Тунжахана, сей от Таабура, сей от Магаза, переселившегося из деревни Ведено». 

Мамед, один из сыновей Мамуки переселился сначала в Старый-юрт, а оттуда уже в Деха-Ирзу. После уничтожения в 1851 году аула Деха-Ирзу, переселенцы из Мамук-Юрта основались в Устар-Гордое (г. Аргун), где и проживают в настоящее время. Это фамилии тайпа Жей: Абубакаровы, Ахмадовы, Мадаевы и Ибрагимовы и Бихаевы.
Особо примечательным является то, что осевшие на равнине Аккинцы и Орстхойцы сохранили именно свои самобытные названия: Жей – как синоним «лома-кересты», Аьккхий и Балой.

Авторы: Я. Бисултанов, И. Цакаев.

Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

Ислам
Ислам от 12 февраля 2022 00:42
Вам по жизни больше заняться нечем, кроме как бегать за ингушами и выпрашивать у них братство? К чему вся эта возьня? Если даже и допустить что мы с ними неделю назад были одним народом то сегодня мы два разных народа. Настолько разные, что можно сказать мы друг друг обсалютно чуждые во всех смыслах.
Братство надо по вере укреплять. Нодо стремиться к укреплению братства с Ханифами, а не с отдельно взятыми ингушами.

Чечня кормит расию
Чечня кормит расию от 13 февраля 2022 14:37
Цитата: НахЧо
Цитата: Nhy
А ещё рузге всегда во всех война бьются в меньшенстве. Особенно против чеченцев laughing laughing  laughing 

#ихтамбьютолпой#ихтамрускихвменьшенсве


Помимо этого расия ещё, оказывается, и кормит Чечню. Вот только за счёт чего они нас кормят непонятно. Как раз таки именно расия и руские живут за счёт малых народов расии. 90% бюджет расии состоит из доходов нефти, газа, алмазов и леса. И при этом на исконно руской земле нет ни нефти, ни газа, ни алмазов... Все эти ресурсы находятся на нерусских землях. Кто-нибудь слышал о добыче нефти под маской, или в каком нибудь санкт петербурге? Но они нас кормят. 
руские сами себя обеспечить несмогли, а ещё рассказывают что они кого-то кормят. Например во времена ссср Чечня была одной из отсталых и нищих ресбулик этого ссср. 

Чечня ежегодно, в год платит в федеральный бюджет расии 100 000 000 000 - 120 000 000 000 рублей. Каждый месяц по 9 000 000 000 - 10 000 000 000 отправляем им. Что за сказки они сочиняют про то, что нас кормят?
Онсамый
Онсамый от 18 февраля 2022 14:20
Цитата: НахЧо
Цитата: Онсамый
Цитата: Вопрос
Кто нибудь может внятно рзяс5ить вопрос по теме с нашими соседями ингушами? Кто мы друг друг?  Мы один народ,  или мы родсвенны, или мы просто соседи?  Какая-то тёмная и сомнительная вся эта тема "мы народ один, мы вайнах". Никто толком не может четко сказать по этой теме. Томы по генам один народ. То мы по языку один народ. То по культурам один народ.
короче понимай как хочешь. 

Да что ты будешь делать! Я не пойму эти ингуши медом чтоли намазаны? Да оставьте вы их уже. Оставьте эти пустые разговоры о каком-то мнимом едином народе, о вайнах. Небыло этого никогда. Если было, то куда это все делось? Чеченцы себя ведут как дети наивные, с этим вайнаххством. Выдумали себе сказку о вайнах, поверили в неё, потом жестоко разочаровались в ней,после того, как ингуши показали себя в 20180году. И тепер мы все сидим в глухом ауте. Забудьте вы уже про ингушей. Неужели без них наш народ будет каким-то неполноценным? 

Укреплять надо братство в Исламе!!

Да по факту они нам не то что братьями небыли, а по сути всегда врагами нам были. Во время КВ ингуши активно против нас были. Во время так называемой ЧИАССР они постоянно ныли, по рассказам старших. Дескать чеченцы их постоянно шипят и развиваться не дают. Они уже в 1989 году начали работу по отделению от Чечни. Уже 1989 году они начали проводить свои между по отделению. Во время двух воин в Чечне так называемые Прутья пользуясь тяжелейшим положением Чеченского народа, пытались наши земли воровать, прикрываясь расией. Вспомни 2018 год, когда они провели античеченская митинг, публично обвиняя нас в краже их земель и кто муже оскорбляя наш народ. 
Я не понимаю тех чеченцев, которые их братьями считаю. Даже не знаю что ингуши ещё должны сделать, что понять ОНИ НАМ НЕ БРАТЬЯ. 

Один тот факт, что ингуши на своем античеченском митинге 2018 года призывали друг друга идти с войной на Чечню и что им на помощь прийдут 10000 казаков, этого должно было нам хватить для того, чтобы понять никакие небратья нам ингуши, и никогда ими небыли. 
Большенсво
Большенсво от 20 февраля 2022 16:12
Цитата: Дом
Цитата: Nhy
А ещё рузге всегда во всех война бьются в меньшенстве. Особенно против чеченцев laughing laughing  laughing 

#ихтамбьютолпой#ихтамрускихвменьшенсве


Армия расии обладает:

1. 3500 танков.
2. 7300 БМП.
3. 4500 БТР.
5. 4800 Артсистем.
6. 3547 самолётов вертолетов.
7. 3 454 000 сослдат.

И все равно руские всегда в меньшенстве.
А их дешовые ролики в Ютубе, где они рассказывают, что против них воевала великая и огромная империя Чечня, и они были, непременно, в меньшенстве.

Увасявцы и Сырожавцы просто уникальное племя. Имея такую массу они все равно, по непостижимому образу, умудряются всегда быть против Чеченцев в меньшенстве. Да у них только одних солдат в два раза больше, чем весь наш народ. 
ВяняхВац
ВяняхВац от 21 февраля 2022 19:08
Про ингушей, как итнических братьях надо просто напросто забыть! И непросто забыть, а ещё, ко всему прочему, КАТЕГОРИЧЕСКИ близко непотпускать их к нашей истории. Любые их попытки примазаться жостко пресекать. Мы знаем чем это заканчивается для нас. Они нам лапшу на уши вешают про братство, а сами в тихоря наше себе переписывают, а когда мы им возражаем, они нам начинают петь "ми жи братьия, ми жи веняхи". Нельзя вестись на их сладкие речи про братство. Думаю многие из нас поняли что они за братья. 
Чем больше они к нам лезут со свои вяняхсвом, тем больше надо их посылать куда по дальше со своим вяняхсвом.
И правильно выше написанно, все Мусульмани братья, а не только два народа.
Дон
Дон от 24 февраля 2022 14:18
Цитата: Онсамый
Цитата: НахЧо
Цитата: Онсамый
Цитата: Вопрос
Кто нибудь может внятно рзяс5ить вопрос по теме с нашими соседями ингушами? Кто мы друг друг?  Мы один народ,  или мы родсвенны, или мы просто соседи?  Какая-то тёмная и сомнительная вся эта тема "мы народ один, мы вайнах". Никто толком не может четко сказать по этой теме. Томы по генам один народ. То мы по языку один народ. То по культурам один народ.
короче понимай как хочешь. 

Да что ты будешь делать! Я не пойму эти ингуши медом чтоли намазаны? Да оставьте вы их уже. Оставьте эти пустые разговоры о каком-то мнимом едином народе, о вайнах. Небыло этого никогда. Если было, то куда это все делось? Чеченцы себя ведут как дети наивные, с этим вайнаххством. Выдумали себе сказку о вайнах, поверили в неё, потом жестоко разочаровались в ней,после того, как ингуши показали себя в 20180году. И тепер мы все сидим в глухом ауте. Забудьте вы уже про ингушей. Неужели без них наш народ будет каким-то неполноценным? 

Укреплять надо братство в Исламе!!

Да по факту они нам не то что братьями небыли, а по сути всегда врагами нам были. Во время КВ ингуши активно против нас были. Во время так называемой ЧИАССР они постоянно ныли, по рассказам старших. Дескать чеченцы их постоянно шипят и развиваться не дают. Они уже в 1989 году начали работу по отделению от Чечни. Уже 1989 году они начали проводить свои между по отделению. Во время двух воин в Чечне так называемые Прутья пользуясь тяжелейшим положением Чеченского народа, пытались наши земли воровать, прикрываясь расией. Вспомни 2018 год, когда они провели античеченская митинг, публично обвиняя нас в краже их земель и кто муже оскорбляя наш народ. 
Я не понимаю тех чеченцев, которые их братьями считаю. Даже не знаю что ингуши ещё должны сделать, что понять ОНИ НАМ НЕ БРАТЬЯ. 

Один тот факт, что ингуши на своем античеченском митинге 2018 года призывали друг друга идти с войной на Чечню и что им на помощь прийдут 10000 казаков, этого должно было нам хватить для того, чтобы понять никакие небратья нам ингуши, и никогда ими небыли. 

Войной они на нас не пойдут даже если им на помощь 100К казаков прийдёт. Я сомневаюсь что ингушам хватит духа на нас пойти даже в своих снах! 
Но я хотел бы вспомнить их поступок, кажется  в 2018 году ингуши ездили к дагестанцам, ВНИМАНИЕ, праздновать день так называемого Новолакского района!! И вот вам вопрос, КТО ОНИ ПОСЛЕ ЭТОГО? 
Крот
Крот от 12 марта 2022 12:58
А что мы собираемся делать с нашими земля, который сейчас в ингушетии находятся? Например, Малгобек и его окрестности. Разве наши предки свою кровь за наши земли проливали для того, что бы эти земли сегодня нахаляву достались ингушам? Мы так много говорим про Аух, но про Малгобек почему-то как-то не особо переживаем. 
Дайте уже определимся.

Саид
Саид от 18 марта 2022 05:34
Цитата: Крот
А что мы собираемся делать с нашими земля, который сейчас в ингушетии находятся? Например, Малгобек и его окрестности. Разве наши предки свою кровь за наши земли проливали для того, что бы эти земли сегодня нахаляву достались ингушам? Мы так много говорим про Аух, но про Малгобек почему-то как-то не особо переживаем. 
Дайте уже определимся.


Что мы собираемся делать? Да элементарно! Надо им с верху ещё земли чеченской накинуть, чтобы ингушам ещё больше было хорошо. Зачем так мелочиться и возвращать что то там? Мы же адЭн наций.
ТуркоНохчо
ТуркоНохчо от 20 марта 2022 13:54
Турко исконно, чистокровно Нохчо тейп, с турками ни малейшей связи не имеющий! Название нашего тейпа Турко никак не связанно с названием народа турки. Зачем люди, не владеющие никакими знаниями по теме, распространяют обсалютно неверную информацию? Если вам так интересна та или иная тема, так попытайтесь хоть немного разобраться в ней, а не нести в массы всё, это вам в голову приходит.
Люди, нелезьте в не свои дела!
Эсно
Эсно от 1 апреля 2022 03:02
Интересно, а почему тейп Эсно нигде не упоминается? Или Эсно тоже уже лишили гражданства Чечни? 
Кто не знает, сообщаю, Эсно тоже Нохчо тейп.

В Чечне мало кто сможет перечислить все наши тейпы, максимум назовут несколько крупных тейпов и все, а всех остальных назовут чечентговорящими)))
Слон
Слон от 26 апреля 2022 02:15
Цитата: Сом
У чеченцев с ингушами нет генетического родства. Это какой-то миф, раскручиваемый некоторыми людьми. Читаем в этой статье следующие:

"...между Жей и Ингушскими обществами: Эгахой, Евлой, Ханой, Гоарахой, Баркинхой, Хамхой и фамилиями; Торшхоевы, Халухаевы, Яндиевы, Льяновы, Балаевы и Ахриевы такая же дистанция - 3 900 лет..."

вы издеваетесь чтоли? 3900 лет назад, тоесть 2000 лет нашей эры, и 1900 до нашей эры был общий предок, и теперь мы с ингушами один народ???? 

Цитата: Вот вот
Я как-то общался с одним черкесов живущим у нас, так он себя называл и считал чеченцем. Когда я ему сказал что он нечеченец а черкес так обиделся и растроился. 
Может быть у народов Кавказа это такой обычай после рождения и взросления становится чеченцами))
Он же с таким чувством достоинства называют себя чеченцами. Нам должно было бы льстить, что они так стремятся быть одними из нас. Но есть одно НО в Исламе запрещено относить своё происхождение не к своим корням!

Ну насколько я понял те черкесы, которые у нас живу, считают себя чеченцами и при этом знают кем по нации они являются. Они ещё на вопрос из какого ты тейпа отвечают я из тейпа чергази. Но странность этой ситуации заключается в том, что ЧЕРГАЗИ дословно с чеченского переводится как ЧЕРКЕС. И вот тут-то все запутывается. Получается они знают что неявляются чеченцами, но все ровно себе приписывают к нам?. Но это разве наговорит, что они отреклись от своей нации черкесов,  получается они не хотят быть черкесами, а хотят быть чеченцами?


Бред какой-то! Как это всё понимать? Они тапа чеченцы но по нации черкесы, или они черкесы, но по нации чеченцы? И вообще, если они знают свое происхождение, то как они себя к другому народу относят? 
В любом случая это ситуация полнейший бред. А самое главное это в Исламе запрещено приписывать себя к другому народу.
Стом
Стом от 19 июня 2022 00:30
Слон, что вообще непонятно! Эти народы, у нас живущие, они типо осознанно нацию свою сменили и стали чеченцами, или у них двойная национальная принадлежность? 
В самом деле какой-то театр абсурда...
ВАРАНДО
ВАРАНДО от 26 июля 2022 18:26
Цитата: Гость Хасан
Эту ахинею ктото особо умный пишет и про Варандо, типа тоже руские. Кто-то из тех, кому совсем плохо утверждает,  что Варандо происходят от Воронцова!  Я не понимаю,  люди,  у вас совсем с головой всё плохо, или вы просто роль дебилов играете? 
Реально,  куда вы лезете не зная броду? Вообще незная!!!

Это ЧУШЬ полнейшая! Какой ещё Варонцов? Как можно такие дебильные вещи сочинять. Я даже не знаю что за человеком надо быть, чтобы такое в голову пришло. 
Это всё наше народное мифотворчество. Ещё у нас любят про каких-то белых руских солдат сочинять, ссылаясь на слова Наджасы Ермолова, о том что к нам какие-то солтады их бежали. Непонятно, куда они делись, если они к нам так массово бежали.
Нашим баранам только дай волю...
Гость Хасан
Гость Хасан от 4 августа 2022 11:52
ВАРАНДО, ​да какие ещё беглые руские?? Что за бред? Небыло никаких беглых руских, если и были то максимум семь человек за все эту войну. Все это действительно наше народное мифотворчество. В самом деле куда эти беглые делись? За всю свою жизнь не встречал ни одного беглого. Сочинители этих расказов лучше пусть свои головы лечат!

ВАРАНДО, ​да какие ещё беглые руские?? Что за бред? Небыло никаких беглых руских, если и были то максимум семь человек за все эту войну. Все это действительно наше народное мифотворчество. В самом деле куда эти беглые делись? За всю свою жизнь не встречал ни одного беглого. Сочинители этих расказов лучше пусть свои головы лечат!
Но если кто-то так хочет вести родословную от этих буглых рюских то пусть за себя и свой тейп говорит, и незатрагиват чужие тейпы и людей!
ВАРАНДО
ВАРАНДО от 14 августа 2022 23:41
Хасан, ​естественно​​​ что всё это дичь полнейшая.  Там никаких перебеЗчиков и в помине не было. Что они всё бежали и бежали... Получается этот рузьке сброд к нам завозили чтобы нас истреблять, а эти куски гопна к нам бежали и бежали... Мало того что несут этот вздор про беглую русню, так ещё сочиняют про то, что кто-то с этими скотами роднился из чеченцев. Это ещё притом что у чеченцев в то время межнациональные браки были почти под запретом. Даже с соседями чеченцы нероднились, за исключением крайне редких случаев, а тут вдруг стали родниться с этой наджасой...
Гуно
Гуно от 15 августа 2022 01:16
Про Гуно тоже самое сочиняют якобы это казаки... Но Гуно один из чистокровных тейпов среди которых нет вообще ни рюзкой, ни казацкой грязной крови..
Kind
Kind от 15 августа 2022 10:50
У нас в нутри народа существует миф о том, что те чеченцы живущие за Тереком смешивались со всей той падолью казакарюськой, которую нам русня туда заселялся. Но на самом деле это обсалютная ложь, которую теражируют у нас люди недалекого ума. Теркхо никогда в жизни несмешевались с этими гяурами. Вы хоть на минуту предсвьте себе то время, когда шла эта война. Кто будет со своими врагами вступать какие-то отношения, тем более кровные? Ведь этот сброд к нам заселяли именно с целью захвата наших земель и страны. И селили их как отдельные военные поселения. А теперь представьте себе ситуацию, как чеченцы идут к ним и начинают вступать в какие-то отношения, неговоря уже о кровных связях.  Это же не мыслимо!

Умар
Умар от 16 августа 2022 17:10
Разговоры про тейп Гуно что они якобы казаки,руские итдтп... это всё наверно,а, точнее, переиначенная история связанная с этим тейпом. Там в своё время какая-то часть Гунойцев нежилая принимать Ислам и спасать свои души ушли к этим казакам и среди них растворились. Со временем кое-кто из наших умников видимо решил все перевернуть и начал рассказывать про то, что Гуно это насамом деле и есть помомки казаков. Ну и чем дальше в лес тем толще сплетня и у нас закрепилась это бредовая "теория" о Гуно=казаки. Мы же прекрасно знаем как у нас в народе любят кого-то или даже целый тейп объявлять чеченоговорящими.
Кстати, именно этим переселением чеченцев Гунойцев к этим касакам и можно обьяснит тот факт, что часть живущих у нас казаков так похожи на чеченцев.
Салам
Салам от 22 августа 2022 17:02
Гуно если не самый, то один из самых чистокровных\генных тейпов во всей Чечне. Ни к казачатене, ни к русне нималейшего отношения не имеет. Никаких пришлых касаков рюских среди Гунойцев нет и в помине. Мне просто интересно, сочинители этих бредней, откуда вы берете все это? Если у вас есть доводы на свои слова, то Гуно ждут. 
Terkho
Terkho от 24 августа 2022 09:40
Вы чё совсем что-ли СДУРУРЕЛИ????? Кто и когда из Теркхо "смешивался" с этими мразями?? НИКОГДА В ЖИЗНИ, НИ ОДНОГО РАЗА В ЖИЗНИ ЭТО НЕПРАВДА!!! Даже сегодня если кто приедет в Теркйист и попробует найти хотябы одного Теркхо у которого мать нечеченка, то вам на это понадобится целый год упорых поисков чтобы найти такую семью. В Теркйист даже с другими народами Мусульмани совместные браки крайне редки, а вы тут про эту грязь кизяцкую говорите.

Походу совсем больные...
Эрзу
Эрзу от 30 августа 2022 12:09
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 
Добрый
Добрый от 31 августа 2022 10:21
Неужели кто-то и вправду считает, что вся эта история про "смешиваниюе"  Теркхо с этими кизяками правда? Как вы себе представляете этот процесс на практике? То есть по вашему чеченцы своих девушек возили к ним в казармы и выдавали за них толи замуж, толи просто отдавали им в распоряжение, или чеченцы их баб к себе возили на "смешивание"?  Хочу напомнить, что в то время шла полным ходом Кавзаская война, в которой Чечня была на ведущей роли, и в которой русня проявляла невиданную жестокость по отношению к нашему народу, что, естественно, вызывало у чеченцев ненависть к русне. И вот на этом фоне чеченцы( Теркхо) ведут активную деятельность по организации процесса "смешивания" со своими врагами? 
Только ярый и убежденный дегенират и колхозник будет верить в этой БРЕД!

Р.S: что эта за история с беглыми рускими?
Гунотребуют
Гунотребуют от 6 сентября 2022 07:50
Оставьте наш тейп Гуно в покое. И хватит уже к гунойцам эту грязь пниписыватт
Ламро
Ламро от 8 сентября 2022 20:24
Цитата: Эрзу
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 

Если я ничего не путаю, и ничего не забыл, то по переписи 2002 года кабардинцев в Чечне насчитывалось 774 человека. Сейчас, может быть, будет и больше, если многие из них во время двух воин в Чечне невернулись к себе на родину.
Эрзу
Эрзу от 12 сентября 2022 21:13
Цитата: Ламро
Цитата: Эрзу
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 

Если я ничего не путаю, и ничего не забыл, то по переписи 2002 года кабардинцев в Чечне насчитывалось 774 человека. Сейчас, может быть, будет и больше, если многие из них во время двух воин в Чечне невернулись к себе на родину.

Казалось их должно быть больше
Мом
Мом от 14 сентября 2022 16:05
Представителе нашего тейпа Гуно сдавали и активно ДНК тесты. Никаких касаков мязяков среди Гуно нет и никогда не было! Более того выяснилось, что Гуно и Тепло имеют общего предка. Тоесть два этих тейпа происходят от одного отца. Так что успокойтесь уже

Гуно и Терло имеют общего отца!!!
Еееееен
Еееееен от 16 сентября 2022 00:47
Как же вы надоели, БАРАНЫ БЕСТАЛКОВЫ, со своими дебильными теориями!!! Несмешевались Теркхо ни с казаки и, ни русскими, ни, даже, с Мусульманскими народами живущими в Теркйисте! Успокойтесь уже. Сделайте глубокий вдох и успокойтесь. 
Видимо Теркхо кого-то очень сильно пресанули и теперь они начали мстить распространяя эти бредни про смешивание. 

Зелим
Зелим от 1 октября 2022 11:33
Вот такой бред распространяют о нас в сети


13. ОЧЕЧЕНИВШИЕСЯ ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДЫ

13.1. Анастой//Анцадой//Ансалтой – ансалтинцы (аварцы)

13.2. АргIаной - лезгины

13.3. Алмакхой -

13.4. Ахтой -

13.5. Буьттий - аварцы

13.6. ГIагIатлой – гагатлинцы (аварцы)

13.7. ГIазгIумкий – казикумухцы (лакцы)

13.8. ГIулой – рабы в переводе с кумыкского (низшая каста кумыков)

13.9. ГIурой – гурганцы (аварцы, прикаспийцы, выходцы из Иранского Гургана)

13.10. ГIумкий - кумыки

13.11. Данухой -

13.12. ЖIай//ЖIайхой – аварцы (по-чеченски: жIайхой)

13.13. Кехой – кенхинцы (аварцы)

13.14. Кирий -

13.15. КогIатий -

13.16. Куьпчий – кубачинцы (выходцы из села Кубачи, а не гончары)

13.17. Къордой -

13.18. Мелардой – аварцы (из боковых ветвей аварских князей)

13.19. Никотой -

13.20. НогIий - ногайцы

13.21. РатIлой - аварцы

13.22. Рашбарой - аварцы

13.23. Саьрхой -

13.24. Сингалхой -

13.25. СогIаттой -

13.26. Суьйлий - аварцы

13.27. Таркхой – тарковские кумыки

13.28. Тулкхой -

13.29. Туьктий - тукатинцы

13.30. ТIундалхой - тундалалцы

13.31. ХIакарой -

13.32. ЦIадахьарой – цудахарцы или дидойцы

13.33. ЦIиндой – цумадинцы или цинтойцы

13.34. Чанакхой -

13.35. Чунгарой -

13.36. Шолардой -

13.37. Этлой -

13.38. Iандий – андийцы, авароязычный народ

13.39. Iудалой -



14. ДРУГИЕ ОЧЕЧЕНИВШИЕСЯ НАРОДЫ (некоторые носят названия своих народов как тайповые; более 13):

14.1. Абзой - абазины

14.2. Ардалой - грузины

14.3. Арселой - русские

14.4. Гуьржий - грузины

14.5. ГIебартой - кабардинцы

14.6. ГIезалой - татары

14.7. Жуьгтий - евреи

14.8. Мехалой - грузины

14.9. Туркой – турки

14.10. Укрой - украинцы

14.11. Чергазий - черкесы

14.12. Шой - грузины

14.13. Iаьрбий - арабы




Нонстоп
Нонстоп от 1 ноября 2022 15:11
Зелим, ​Этот список тейпов он совершенно неверный. Там все в одну кучу свалили. Название сел, название целых народов записанны как наши тейпы. Например Алмакхой идут как тейп, но это вовсе не тейп, это название чеченского села Алмак, если неошибаюсь основали его наш тейп Чунгро. Тундакхо тоже записаны как тейп, а это не тейп, а село в Чеберлое. Цадархой почему то тоже записаны как тейп, но это вообще село Цудахар в Дагестане. Мне сейчас очень все это перечислять, скажу одно, что этот список тейпов обсалютно ложный.

​​​

 Анастой//Анцадой//Ансалтой – ансалтинцы (аварцы).         Анастой - это орстхоевский тейп.

13.2. АргIаной - лезгины.             Арг1ной - это чеченский тейп , с чеченскими корнями.

13.3. Алмакхой -.                           Алмакхой - это не тейп, а чеченское село в Ауховском районе.                      

13.4. Ахтой -.                                  Ахтой - это не тейп, а село, которое в КВ было полностью уничтожено.

13.5. Буьттий - аварцы.               Это не тейп. Бути - это село в Шаройском районе, большая часть жителей состовляют  чеченцы. Нет такого тейпа в природе.         

13.6. ГIагIатлой – гагатлинцы (аварцы).  Это не тейп. Нет такого тейпа в природе.

13.7. ГIазгIумкий – казикумухцы (лакцы). Это не тейп, а чеченское название лакцев.

13.8. ГIулой – рабы в переводе с кумыкского (низшая каста кумыков).   ЧТО ЗА БРЕД??!!!   ГIулой  - это Гар тейпа Мержо!

13.9. ГIурой – гурганцы (аварцы, прикаспийцы, выходцы из Иранского Гургана). Это не тейп. Такого тейпа нет в природе.

13.10. ГIумкий - кумыки.       Это не тейп, а чеченское название народа кумыки.   

13.11. Данухой -.                     Это - не тейп, а названия жителей села Данух села в Дагестане.

13.12. ЖIай//ЖIайхой – аварцы (по-чеченски: жIайхой).   В статье что выше все описанно.

13.13. Кехой – кенхинцы (аварцы).        Это не тейп, а название жителей села Кенхи. Там живут аварцы.

13.14. Кирий -.                         Это - не тейп, а название жителей  села Кири в Шаройском районе. Нет такого тейпа.

Стоп баян
Стоп баян от 3 ноября 2022 13:39
"....13.30. ТIундалхой - тундалалцы

13.31. ХIакарой -

13.32. ЦIадахьарой – цудахарцы или дидойцы
..."

13.30. Тlундалхой - это жителе села Тундакх, в в Чеберловском районе. Это не тейп, а название жителей села Тундакх.  

13.31. Хlакарой - это жители села Хlакарой. Это село тоже в Чеберловском районе находится. Это не тейп, а название жителей села Хlaкарой.

13.32.ЦIадахьарой а это вообще название жителей села Цудахар, которое в Дагестане находится. И давно жители этого села нашим тейпом стали.

Кто эти бредни распространяет?

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"