В Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа (выпуск 44-ый. Тифлис. 1915 г. 3-й отдел, стр. 4) в описании Курганов станицы Змейской (Терского казачьего войска), Ф. С. Гребенец приводит выписку из архива Султан-Кизи-Гирея: «В 802 г. Гиджры (1395 г.) Аксакъ-Темуръ (Тамерланъ) разбилъ хана Тохтамыша у Берды Мулку и гнал его до Кубъ-топа; у хана Тохтамыша в Орде находились Джаи **), Адыге, Руссы, Ногаи, Гурджы (грузины), Осы (осетины), Эрмине (армяне) и Куманы (половцы или теперешние кумыки).
**) Примечание автора (Ф. С. Гребенца): подъ этимъ названиемъ (Джаи) были известны народы, жившие по горам - хевсуры, кисты, карабулаки, аристинцы, чеченцы и шатоевцы. Все они говорятъ почти однимъ языкомъ. Ныне же «джаями» чеченцы называют только одних аваръ». То есть Джаями в ранние периоды называли «народы, жившие по горам»: хевсуров, кистов, карабулаков (аристинцев) чеченцев, в т.ч. шатоевцев, и соответственно аккинцев. (У. Лаудаев Чеченское племя: Сб. свед. о кавказских горцах. Вып. VI Тифлис, 1872. С. 30).
В этой связи становятся понятными сведения приводимые И. М.Саидовым: «В одно время в Джейрахе, считается, преобладал тайп «ДжIай», с учетом многочисленных свидетельств проживания Аккинцев в Джейрахском ущелье.
Что касается сведений о том, что в Орде Тохтамыша были «Джаи», с учетом того, что «джIай, жей, джIара, жIара, жIай» это ранние обозначения креста или христианства, а «народы, жившие по горам» в тот период преимущественно, были христианами (или кереста), то очевидно, что под Джаями в данном случае подразумеваются предки Нахов Аланы, являвшиеся в тот период христианами. Так как именно «Джаи» указаны первыми в перечислении народов в Орде хана Тохтамыша и при этом не указаны отдельно Аланы, занимавшее в Орде важное место.
На то, что именно Нахи, или «Джаи (христиане или кересты) - народы, живущие по горам» являются потомками Аланов указывают многие источники (- Руслан А.-К. Джатцаев (Хасханов) «К этимологии этнонимов «савромат», «сармат» и «алан». / Ежемесячный литературно-художественный журнал «Вайнах». № 6. Гл. ред. М. М. Ахмадов. Грозный: ГУП ИПК «Грозненский рабочий», 2009. С. 93; - Тизенгаузен, 1884. С. 25. «Чеченцы». Отв. ред. Л. Т. Соловьева, В. А. Тишков, З. И. Хасбулатова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Комплексный НИИ им. Х. И. Ибрагимова РАН. Серия «Народы и культуры». М.: «Наука», 2012. С. 54).
Что касается записи Ф. С. Гребенца «Ныне же «джаями» чеченцы называют только одних аваръ», следует отметить что джаями чеченцы называют Хунзахцев (Т.Айтберов. «Древний Хунзах и хузахцы» изд. 1990 г. стр. 88), или если быть точнее представителей семьи аварских ханов (ДжIай-Эли), которые, как указывают многие исторические источники, были христианами, несмотря на то, что население как самого Хунзаха, так и всей аварии исповедовали Ислам. То есть даже в данном случае говоря ДжIай-Эли, подразумевалось Князья-Христиане.
При этом, исходя из сведений, приводимых И. М.Саидовым о преобладании в Джейрахе в одно время тайпа ДжIай, очевидно, что о преобладании аварцев в Джейрахе и речи быть не может и речь естественно идет об аккинцах-христианах.
Если провести параллель между генетическими тестами представителей тайпа и некоторыми историческими сведениями, можно увидеть, что эти сведения более чем обоснованы, к примеру:
- генетическая дистанция до одного предка между Жей/Жевой и аккинскими тайпами Кхорхой и Пхьарчхой и Джейрахскими обществами Къошкхой, Эрзихой и Бейнхой (Фаланхой), составляет 1 450 лет, что является обоснованием вышеуказанных сведений, приводимых И. М. Саидовым и сведений о проживании аккинцев в Джейрахе (- Семенов Л. П., Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1928 и 1929 гг., Оттиск из вып. II-III Известий Ингушского научно-исследовательского института краеведения, стр. 392-393; - Н. Г. Волкова, «Этнический состав населения Северного Кавказа в 18-ом - начале 20-го века»).
- аналогичная генетическая дистанция (1 450 лет) до одного предка с Орстхоевскими тайпами Пхьамтой и Мержой (Гулоев), что является обоснованием множества исторических сведений о родственности аккинцев и орстхоевцев.
- генетическая дистанция до Айткхаллой (Марзи гар) составляет
650-800 лет, то есть - как у представителей тайпа Жей/Жевой друг с другом. Соответственно, в настоящий момент представители Марзи гара тайпа Айткхаллой являются ближайшими генетическими родичами тайпа Жей/Жевой. В связи с этим обращает на себя внимание запись ЦГИА Груз-ССР (ф. 416, оп. 4, д. 50, л. 2.) указывающую деревню Айтыкалоева, находящуюся на западе Чечни на р.Асса, как орстхойскую. Необходимо отметить что до 1850-го года в низовьях реки Аргун, на правом ее берегу, находилось большое поселение Марзи-Ирзу, основанное представителями Марзи Гара тайпа Айткхаллой. Вероятнее всего данное поселение было основано в тоже самое время что и поселения Балой-юрт, Деха-Ирзу, Жей-юрт, расположенные в непосредственной близости друг от друга, то есть при переселении в 16-ом веке аккинцев и орстхойцев с запада на восток.
При переселении на равнину Чечни, Жей, основали следующие поселения (известные):
-
Жейнчу, (на картах обозначено как Джеанч, Джанчо) на правом берегу реки Аргун (А. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии ч.3, стр. 131. 1980 г.»). Поселение уничтожено 22 августа 1832 года (Акты кавказской археологической комиссии, том 8, абз.: 585, 1881 г.)
-
Жей-Юрт, на левом берегу реки Аргун (А. Сулейманов «Топонимия Чечни» Микротопонимия БердкIел (Бердыкель) стр. 358). Иоганн Бларамберг, в 1834 году (издания 1992 года и 2010 года), в списке главных поселений «Независимых чеченцев» перечисляет - Джан-юрт (Жей-юрт), находившееся на левом берегу реки Аргун возле селения Бердикел, Гордали и истребленного несколько раз за время экспансии имперских войск в Чечню и в итоге исчезнувшего селения Топли (Тоьпле гечо). Позже, в ходе укрупнения, поселение вошло в состав села Бердыкель.
-
Деха-Ирзу, (А. Сулейманов «Топонимия Чечни» Микротопонимия Устарг1ардойн-Эвла. Дехачу ирзие (Дехачу ирзие) «Длинной поляне к». Урочище на востоке. стр. 366) - основное поселение аккинцев Жей в низовьях реки Аргун до 1851 года. Уничтожено 16 ноября 1851 года.
-
Мамук-Юрт, на реке Гойта (Алдынские хутора). Уничтожен в декабре 1846-го года (Полковник Казбек. «Куринцы в Чечне и Дагестане» стр. 230-231).
Одним из первых поселений Жей, основанных тайпом в низовьях реки Аргун, после переселения из аула Жейнчу, расположенного в горном звене Балойн Лам, был одноименный
аул Жейнчу на правом берегу реки Аргун. Этот аул так или иначе присутствует в преданиях многих представителей тайпа, проживающих в разных частях Чеченской Республики.
Название, Жейнчу, поселению было дано в честь поселения, из которого вышли Жей/Жевой, то есть аула Жейнчу (Дженчу), расположенного в горном звене Балойн Лам, в верховьях реки Гехи. Следует отметить что среди чеченцев является обычной практикой давать основанному новому аулу прежние древние названия аула, из которого они переселились.
Вот как обозначаются оба аула Жейнчу, на картах. Аул Жейнчу, находящийся в низовьях реки Аргун:
- Схематическая карта горной территории Чечено-Ингушской АССР 1941 года - ДЖЕАНЧ;
- Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1926 года - р.д. (развалины деревни) - ДЖАНЧО;
- Карта Красной Армии РККА юга России 1941 года - ДЖАИНЧУ;
- Карта Чечено-Ингушской АССР 1937 года - ДЖАЙНЧУ.
Аул, находящийся в верховьях реки Гехи (в горной Акке).
- Карта Красной Армии РККА юга России 1941 года - ДЖЕНЧУ;
- Топографическая карта Чеченской республики 2001 года - разв. ДЖЕНЧУ;
- Топографическая карта Европейской России 2000 года - разв. ДЖЕНЧУ;
- Топографическая карта K-38 карты СССР. Тбилиси, Ереван, Грозный, Нальчик. 1985 год - разв. ДЖЕНЧУ;
- Американская карта России и СССР 50-х годов. 1950 г. - Dzhenchu;
- Карта Генереального штаба К-38 по состоянию местности на 1972-1984 года, издания 1987 года - разв. Дженчу.
Самым большим и стратегическим поселением Жей на равнине был аул Деха-Ирзу. Вот как описывается само поселение и его уничтожение (Обзор событий на Кавказе в 1851 году. Кавказский сборник, Том 21): «В Большой Чечне, при слиянии Сунжи и Аргуна,
стоял богатый и многолюдный аул Дахин-ирзау (Деха-Ирзу), известный также под именем Узун-Тала (по тюркски - Длинная поляна).
Дерзость их доходила до того, что они появлялись даже на астраханском тракте. Два чиновника, попавшие в плен 6-го октября, захвачены были ими. Занимаясь постоянно грабежами и разбоями, получая выкуп за пленных,
они жили богаче всех своих соседей, чрез что не только на них, но и
на все население нижней Джалки имели большое влияние… Грохот канонады и огромное зарево пожара, охватившего аул,
подняли тревогу в ближайших хуторах, и не только все население нижней Джалки, на которое, как уже сказано, Дахин-ирзау оказывал сильное влияние, но и наиб Геха, следовавший ночью с Мичика в эту часть Большой Чечни для угона скота от Старого-юрта, поспешили на помощь атакованному аулу…
Чеченцы дрались отчаянно,
желая заставить нас дорого заплатить за падение своего аула. Несколько раз, обнажая шашки, они угрожали цепям атакою холодным оружием…Но самым важным результатом движения наших войск к устью Аргуна Козловский считал уничтожение
огромного аула с его обильными продовольственными запасами…
Жители той части Большой Чечни, которая находится между нижним течением Джалки и Аргуном, устрашенные разгромом самого богатого и многолюдного из их аулов и опасаясь новых вторжений наших отрядов на их земли, начали выселяться в глубь Большой Чечни, к истокам Аргуна и подножию Черных гор. Чтобы охранять их при водворении на новых местах, Шамиль предписал 8-ми наибам Ауха, Салатавии, Ичкерии и нагорного Дагестана выслать по 80-ти конных, так что со второй половины ноября у верховьев Аргуна и вдоль северной покатости Черных гор расставлено было по аулам до 700 всадников посторонних народностей.
19-го ноября сам Шамиль прибыл в Автур для совещаний с наибами Большой и Малой Чечни о мерах к предупреждению внезапных вторжений наших в пределы непокорных нам обществ. Самыми действительными он считал усиление пикетов, содержание в исправности маяков, порчу дорог и заграждение их завалами и наконец, обнесение аулов частоколом и плетнями. Все эти меры были приведены в исполнение за месяц до открытия военных действий в зимнюю экспедицию 1852 года. 20-го ноября совещание продолжалось; на нем бывший аварский наиб Хаджи-Мурат за открытое возмущение, слух о котором проник в Чечню, был приговорен Шамилем к смертной казни. Желая избегнуть мести своего грозного повелителя, Хаджи-Мурат с 4-мя преданными ему мюридами бежал из Аварии и 23-го ноября через аргунское ущелье прибыл к крепости Воздвиженской. Навстречу ему и для прикрытия его бегства из крепости была выслана колонна под начальством флигель-адъютанта полковника князя Воронцова. Обстоятельства, сопровождавшие разрыв его с имамом, изложил сам Хаджи-Мурат и четыре его приверженца; то же самое показывали и все допрошенные по этому делу лазутчики. На донесении об этом всех поразившем событии Император Николай собственноручно написал: “Слава Богу! важное начало!» Мало кто на Кавказе подозревал, что измена Хаджи-Мурата была притворной, что бегство его к нам было прелюдией к обширным замыслам, которыми знаменитый партизан хотел загладить свои неудачи в Дагестане и которые его смертью были расстроены».
Как видно из указанных материалов, аул Деха-Ирзу имел настолько большое значение и влияние на данную область, что его уничтожение повлекло за собой не только массовое переселение жителей области с насиженных мест, но и повлияло на политическую ситуация в регионе в целом. В другом источнике события описываются следующим образом: «Дело, 16 ноября 1851-го года было не менее славным, хотя стоило нам гораздо больших жертв.
В этот день, заведовавший левым флангом, известный любитель набегов генерал Козловский обратил свое внимание на аул Дахин-Ирзау, приютившийся в болотистом и лесистом углу соединения Сунжи и Аргуна. Задача состояла в уничтожении этого аула, дававшего пристанище абрекам и вообще недоброжелателям русских…
Куринцы на рассвете штурмовали аул:
полусонный неприятель, застигнутый врасплох дрался отчаянно. Здесь бой был на штыках и шашках; каждый дом, каждый забор пришлось брать штурмом (Полковник Казбек. «Куринцы в Чечне и Дагестане» стр. 268-269).
Кроме Аккинцев-Жей, в Деха-ирзу осело при переселении с Горной Акки еще общество Аьккхий (Аккинцы-Пхьарчхой), мигрировавшие вместе с Жей.
Как было сказано выше, в низовья реки Аргун, вместе с аккинскими обществами переселились и Балой, которые основали поселение Балой-Юрт (А. Сулейманов, «Топонимия Чечни», «Микротопонимия УстаргIардойн-Эвла (г. Аргун). Балойн юьрт лаьттнна меттиг «Место, где стоял аул балойцев». Аул с таким названием, основанный балойцами, находился на склоне хребта ГIуьйта-корта (Гойт-корт), ныне - место расположения Аргунского (УстаргIардой) ЛТП. По рассказам старожилов - представителей балойцев, весь хребет ГIуьйта-корта и его окрестности принадлежали жителям аула Балойн юрт», стр. 365).
Аул Балой, «немногим уступавший Деха-Ирзу по многолюдству» был уничтожен в конце 1851 года, сразу же после уничтожения Деха-Ирзу (Обзор событий на Кавказе в 1851 году // Кавказский сборник, Том 21).
Часть представителей тайпа Жей после уничтожения Деха-ирзу переселилась к родичам в Аух, за речку Булак,
в аул Ваниг (ГIонгI-гIала) где и проживала до 1859-го года.
[Записано со слов Абдула Бисултанова. 74 года. Жей из Устар-Гордоя]: "Мой отец, Сайд-Селим, на вопрос откуда мы пришли в Устар-Гордой, отвечал: "В Устар-Гордой мы пришли с Ауха, где жили за речкой Булак (дословно: "Аьккхий-Махкар, Булакхал дехьар хьа даьхкан ду вай Устрада-Эвла")".
В 1859-ом году, Жей, вернулись в низовья реки Аргун, но уже в центральную часть аула Устар-Гордой (часть на территорию Деха-Ирзу), объединенный (в соответствие с политикой укрупнения поселений) из всех хуторов, находившихся ранее в нижнем течении Аргуна (на территории нынешнего города Аргун).
Причиной реэмиграци из Ауха на плоскость стали события, описанные в Журнале военных происшествий в Прикаспийском крае с 25-го по 31-ое мая 1859 года, представленным командующим войск в этом краю генерал-адъютантом Бароном Врангелем, военному министру, генерал-адъютанту Сухозанету (при рапорте от 31-го мая 1859 года, №1019).
В 1859 году, после Кавказской войны, подпоручику Турло Алханову, служившему переводчиком в царской армии, по его прошению и при содействии генерала Барятинского, царское командование выделило 500 десятин земли, входящей в территорию Деха-Ирзе.
В указанном ранее родословном списке князей, старшин и узденей от 1834 года (фонд 1354, оп. 5, №450, РГВИА) имеется следующая запись: «Мамука-Юрт. Мамука Читаев, сын его Базарха, внук - Али. Старшина Мамука родился от Чита, сей от Тунжахана, сей от Таабура, сей от Магаза, переселившегося из деревни Ведено».
Мамед, один из сыновей Мамуки переселился сначала в Старый-юрт, а оттуда уже в Деха-Ирзу. После уничтожения в 1851 году аула Деха-Ирзу, переселенцы из Мамук-Юрта основались в Устар-Гордое (г. Аргун), где и проживают в настоящее время. Это фамилии тайпа Жей: Абубакаровы, Ахмадовы, Мадаевы и Ибрагимовы и Бихаевы.
Особо примечательным является то, что осевшие на равнине Аккинцы и Орстхойцы сохранили именно свои самобытные названия: Жей – как синоним «лома-кересты», Аьккхий и Балой.
Авторы: Я. Бисултанов, И. Цакаев.Вернуться в начало
checheninfo.ru