Мультипортал о Чеченской Республике

Мастер сцены. Амран Джамаев.

Просмотров: 3 962 Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Театр для актера – храм. Это его святилище!
Жизнь, честь – все принадлежит, бесспорно,
сцене, которой ты отдал себя.
Твоя судьба зависит от этих подмостков.

Это слова великого артиста, ценителя искусства М.С. Щепкина.
И этими словами можно смело охарактеризовать одного из ведущих актеров Чеченского Государственного драматического театра имени Х.Нурадилова, народного артиста ЧИАССР, заслуженного деятеля искусств СОАССР, лауреата премии Фонда возрождения и развития Чеченской Республики, доцента Чеченского государственного университета Амрана Джамаева, посвятившего себя служению искусству.



Окончив актерский факультет Московского государственного театрального института им. А.В. Луначарского, свои лучшие годы он отдал верному служению развития культуры чеченского народа. Сцена для него стала вторым родным домом. За годы творческой деятельности им создана красочная галерея разнохарактерных и высокохудожественных образов, каждый из которых актер пропускал через свою душу, полностью вживаясь и перевоплощаясь в создаваемую им роль. Богатый импровизационный потенциал позволил ему создать непохожие друг на друга человеческие характеры в спектаклях русской, зарубежной и национальной драматургии. Его актерский почерк отличает высокий профессионализм, мастерство. Амран обладает непредсказуемостью актерских находок, комедийных приемов. Сыгранные им роли вошли в «Золотой фонд» Чеченского драматического театра. Этот удивительно скромный, порой даже чрезмерно застенчивый, но очень обаятельный, общительный, веселый и остроумный человек, умеющий с первых слов расположить к себе собеседника, взойдя однажды на театральные подмостки, сумел уверенно занять свое место, завоевать симпатии тысячи и тысячи зрителей, поклонников театрального искусства.
В детские и школьные годы Амрана родители не готовили стать артистом, геологом, врачом. Рос он, как и все сельские мальчишки, веселым, вездесущим. Будучи учеником средних и старших классов, участвовал в смотре художественной самодеятельности школы и сельского Дома культуры. В нем с самого детства была одна прекрасная черта – когда просят помочь, никогда никому ни в чем не отказывать. И, наверное, поэтому он, выполняя поручения старших, все летние каникулы в составе концертной бригады проводил на полях и совхозных станах, выступая перед тружениками села. Даже на пороге окончания средней школы Амран не определился в выборе будущей профессии, хотя в классе восьмом, изучая пьесу Н.В. Гоголя «Ревизор», обратил особое внимание на образ Хлестакова. Он врезался в память мальчика. Амрану очень нравилось изображать отдельные эпизоды пьесы, воспроизводить манеры поведения героя. Запоминал реплики и монологи Хлестакова, а потом под дружный хохот одноклассников воспроизводил их.
Как вспоминает Амран: «Шел 1968 год. Я учился в 10 классе. До выпускных экзаменов оставалось около двух месяцев. Был обычный урок. Вдруг распахивается дверь и вместе с директором школы заходит Абдула Хамидов, известный актер, автор бессмертной комедии «Бож-Али». Все ученики застыли от удивления. Оказалось, что он вместе с другими актерами приехал в район на встречу с выпускниками школ, чтобы пригласить их поступать в театральную студию. Мы, пятеро ребят из одного класса, серьезно и ясно не осознавая, что ждет нас впереди, изъявили желание попытать счастье. Сейчас, по истечении долгого времени, я считаю, что решение наше возникло под впечатлением вдохновенного и очень увлекающего разговора с нами А.Хамидова. В нем подкупало все: умение с достоинством преподнести себя, внешняя красота, отточенный красивый язык. А говорил он на чисто чеченском языке. Наверное, в моей жизни не было бы театра, если бы не знаменательная встреча с Абдулой Хамидовым.
В назначенный день мы приехали в Грозный. Конкурс был огромный. Многие из нас не тешили себя надеждой, что пройдут. Из нашей группы зачислили меня одного. И только после этого я сообщил родителям о своем выборе. Мы поехали учиться в ГИТИС. Нас в группе было 27 человек, в том числе ныне известные актеры театра: Хамид Азаев, Султан Дакаев, Света Айдамирова, Хеда Берсанукаева и другие».
Институт А.Джамаев окончил с отличием и в 1973 году вместе с другими выпускниками вернулся в родную республику.
С тех пор Амран увлеченно, вдохновенно работает в Чеченском драматическом театре. Каждый день переступает порог театра, как в первый раз, с чувством гордости за свою республику и своей сопричастности к великому делу – служение искусством чеченскому народу. Он не просто актер, а как говорят о нем – душа театра. Его уважают и любят, на него равняется молодежь, учится у него постигать азы актерского мастерства.
С самого первого дня выхода на сцену национального театра, благодаря незаурядным творческим способностям, яркой внешности, умению воплощаться в любую роль, Амран занял положение многообещающего актера. Его профессиональная деятельность началась с одной из сложнейших в мировой драматургии ролей – роли Яго в трагедии В.Шекспира «Отелло». Актеру удалось превосходно перевоплотиться в образ, характеризующийся самыми низменными человеческими пороками: завистью, злобой, интриганством, одержимостью морально и физически уничтожить другого человека.
Вспоминает Амран: «Наш спектакль «Отелло» стал тогда событием северокавказского масштаба. Роль Яго не могу назвать своей любимой, но с ней связано многое в моей жизни. В частности, признание меня как актера. Помню, однажды мама пришла на спектакль. Яго, как известно, отрицательный образ. Вдруг из зрительного зала послышались проклятия в адрес моего героя. Бедная моя мама воскликнула: «Не проклинайте его, это мой сын. Он хороший, не подумайте, что он плохой». Вот такая атмосфера царила в зале. Это было единение между сценой и зрителем».
Следующая постановка, где начинающий актер блестяще сыграл также одну из главных ролей, была пьеса «Человек из Ламанчи». Эти два спектакля сыграли в жизни молодого артиста важную роль – он приобрел твердую уверенность в себе, в свою профессию.
Но первой своей серьезной работой А. Джамаев считает роль Ханпаши Нурадилова в пьесе
А. Хамидова «Бессмертные». Трудно далась ему эта роль. «До того роль играл Дагун Омаев – любимец зрителей, известный актер театра, снявшийся уже в те годы в нескольких кинофильмах. После Омаева это было большим волнением и испытанием, – говорит Амран. Но роль получилась. Спектакль удостоился почетных дипломов Министерства культуры СССР, РСФСР и ВТО».
Вспоминая свои первые работы в театре, Амран говорит: «В творческой карьере мне повезло. С самых первых шагов моего актерства судьба свела меня с замечательными режиссерами М.Солцаевым и
Р. Хакишевым. Театральная школа обоих мастеров помогла мне в творческом росте. Р. Хакишев разглядел во мне то, чего я сам не видел и не знал. Первой работой под руководством Руслана стало исполнение роли Ханпаши Нурадилова в спектакле «Бессмертные». Я сомневался: сумею ли, а Руслан вселил в меня веру, что все получится. Он оказался прав».
Амран играл в постановках по произведениям чеченских авторов, его также приглашали и в русский театр имени Лермонтова. Блестяще сыгранная А. Джамаевым роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н.В.Гоголя и вся постановка при показе на гастролях Чечено-Ингушского театра в Москве в 1984 году получила высокую оценку театроведа М.Швыдкого. Вот что писал он в журнале «Театр» (№4, 1985г.): «Настоящим триумфом театра оказалась постановка гоголевского «Ревизора». Смелая, раскованная, с блестящими режиссерскими актерскими находками, она, на мой взгляд, является одной из заметных удач в сценической истории этой пьесы последнего времени…».
С неподдельной искренностью, одухотворенностью, пребывая в чарующем мире звуков, исполняет А.Джамаев роль Моцарта в «Моцарте и Сальери» по Пушкину. Великолепно передано им отчаяние и оскорбленное чувство самолюбия молодого Альберта, угнетенного скупостью Барона, своего отца («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина).
Поразительные, совершенно не похожие друг на друга человеческие характеры и типажи созданы актером в русской и зарубежной классике, в национальной драматургии. В этих спектаклях А. Джамаев раскрылся как обладающий блестящим импровизационным даром, трагедийный и комедийный актер. Спектакль «Скапен, спаси любовь», где главную роль играет А.Джамаев, с успехом был показан в Москве, стал участником фестиваля «Сцена без границ». Удостоился почетных дипломов по двум номинациям: «Яркая сценическая постановка» и «Высокая культура».
С годами пришла к актеру широкая известность, он становится ведущим артистом театра. Ему одинаково хорошо даются серьезные и комедийные роли. На улице его узнают по сыгранным ролям, благодарят, восхищаются. Ежегодно актер играет на сцене 2-3 новые роли. А всего за годы творческой деятельности им сыграно около 140 ролей. Среди них и сказочные, вплоть до Ш.Пьеро.
А. Джамаев одержим своей профессией, предан ей до самозабвения. Живет театральной жизнью не только в стенах театра. У него нет иного разговора, чем о театре и постановках. Он также ведущий и участник многих культурных и театральных мероприятий, проходящих в республике. Имеет знаки отличия «За культурное шефство над селом» и «За культурное шефство над Вооруженными силами бывшего Союза», Почетные дипломы за исполнение отдельных ролей.
В 2005 году в статье «Прощай 74-й театральный сезон» театровед Х.Берсанукаева писала: «Изумительным актерам Д. Омаеву,
Р. Гичаевой, Н. Хаджиевой, Х-Б. Исраилову, Х. Кутаеву, У. Зубайраеву, А. Джамаеву принадлежит участие а проектах по линии Региональной общественной благотворительной организации «Спасем поколение». Со спектаклем, поставленным по пьесе М. Ахмадова «Спасем поколение», театр объездил многие районы республики. Участвовал в театральном фестивале в Кабардино-Балкарии, который был приурочен к 85-летию со дня рождения выдающегося комедийного актера А.Тухутева.
Когда я поинтересовалась, какие роли для него самые любимые, Амран, не задумываясь, ответил: «Очень люблю роли с комедийным уклоном. Они играются легко, весело. Смеется зритель и мне приятно доставлять ему удовольствие». И это, видимо не случайно. Потому что Амран охотно подмечает забавляющие его черты в близких друзьях, людях. Может с таким же юмором говорить о себе, неизменно сохраняя открытую непосредственность. Его жизнелюбие, светлый взгляд на жизнь, умение дружить и ладить с людьми говорят о его душевном богатстве, доброте, нравственной чистоте.
Актер А.Джамаев постоянно находится в гуще событий, занят новыми творческими поисками и замыслами. Подвижный, энергичный, он не умеет сидеть без дела. Вместе с тем, он прекрасный семьянин, заботливый дедушка. Они с супругой Х.Берсанукаевой, с которой познакомились во время учебы в ГИТИСе и создали семью после окончания учебы, в чисто вайнахском духе воспитали двоих детей, а теперь помогают растить внуков.
Амран умеет дружить и ценить настоящую дружбу. Об этом можно судить по его многолетней дружбе с актером театра Х. Азаевым. Их семейная дружба длится с 1968 года, со студенческих лет.
В этот торжественный день, когда Чеченский драматический театр отмечает свой юбилей - 80 лет со дня создания, всему коллективу театра и лично Амрану Джамаеву хочу пожелать здоровья, жизненной и творческой энергии. Оставаться таким веселым, добропорядочным и актером, и человеком. А нас, зрителей, радовать новыми ролями и остроумными шутками. Такими активными деятелями, как Амран, процветают искусство и культура чеченского народа. И дай Бог, чтобы таких преданных и настоящих было побольше среди нас!

Малика Абалаева


Источник информации : http://www.vesti-respubliki.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ