ДАЙДЖЕСТ: |
Светлана Айсханова
К 104-летию со дня рождения Шамсуддина Айсханова
Один из основоположников чеченской литературы, писатель Шамсуддин Айсханов родился в 1907 году в селении Лаха-Невре, в семье крестьянина. Он был моим самым старшим дядей. Его отец и мой дед Айсханов Ката прожил 112 лет и вырастил 6 сыновей и 6 дочерей. Дедушка и бабушка Бесерт (это ее образ запечатлен в одном из произведений Ш. Айсханова) до самых последних своих дней любили друг друга и жили в мире и в согласии. Дедушка Тата, так мы все его называли, был очень добрым, мудрым и отзывчивым человеком. Не удивительно, что в такой замечательной семье родились ныне известные и любимые народом сыновья: поэт и писатель Шамсуддин Айсханов, Бауддин – образованный и добрейший человек, к советам которого прислушивались многие. А также – Салавди, бравший рейхстаг в Берлине вместе с Мовлади Висаитовым, Салман – поэт и журналист 60–70-годов XX века, проживший немного, но успевший написать стихи, ставшие в народе популярными песнями; Осман – известный в нашей республике как руководитель и общественный деятель, Султан – неугомонный человек, профессор медицины, академик, хирург высшей категории, которого знают не только у нас в России, но и за рубежом.
Отец Баудин рассказывал мне и моим братьям, что дядя Шамсуддин был с малых лет умным, рассудительным, спокойным, любил своих родителей, уважал родных, никогда не искал легких путей. Главной целью в своей жизни считал учебу, никогда не сбивался с праведного пути, и за это его любили все родные и близкие. Характер его был веселый, жизнерадостный, и каждый раз, читая стихи, поэмы, рассказы Шамсуддина, убеждаешься в этом.Когда Шамсуддин успешно окончил школу, отец решил дать ему возможность продолжить образование. С этой целью Ката Айсханов переехал в Грозный и устроился на работу в каменный карьер «Красная турбина» на Старых промыслах. Здесь же в 1926 году Шамсуддин вступает в комсомол, а в 1928 – в партию, заканчивает партийную школу, одновременно работая в областной комсомольской организации. После окончания совпартшколы его назначают редактором газеты политотдела машинотракторной станции, где он работает в 1933–1934 годах, одновременно исполняя обязанности председателя правления Союза писателей Чечено-Ингушской автономной области. Позже, вплоть до своего ареста, писатель возглавлял республиканский радиокомитет.
За недолгие годы творческой деятельности Шамсуддин Айсханов успел многое сделать. Первые его стихотворения появились в периодической печати, когда ему было 18 лет (1925). C первых же шагов в творчестве он проявил себя как поэт, прозаик, драматург, публицист, а позже и как педагог, составитель и автор учебников, переводчик и общественный деятель. Шамсуддин Айсханов – инициатор издания и составитель сборника «Поэты Чечено-Ингушетии». В эту книгу, издававшуюся дважды на русском языке, вошли и его стихи.
С 1928 года произведения поэзии, прозы и публицистики Шамсуддина Айсханова регулярно появлялись в республиканской печати. С1931 по 1934 годы были опубликованы повесть «Белая курица», поэма «Хава», пьесы «Борьба» и «Мы будем учиться», очерки «Колхозник на курорте» и «Бригада ударников», рассказ «Непутевый Шаби», сборник стихов и поэм «Люблю бригадира» и т.д. Шамсуддин Айсханов был знатоком чеченского фольклора, записал и издал много произведений устного народного творчества. Он является автором и составителем учебников чеченского языка, букварей и хрестоматии. К тому же Шамсуддин Айсханов был прекрасным переводчиком русских и европейских поэтов. Свои первые стихи он написал в 1915 году, будучи учеником сельской школы Солты Хакишева. С 1929 года молодой поэт увлекается чтением иностранных книг в переводах. Внимательно изучает творчество И. Тургенева, Л. Толстого, А Чехова, М. Горького. Его перу принадлежат переводы стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов и писателей. Многие из них вошли в книгу «Избранных произведений» писателя, изданную в Грозном в 1964 году, наряду с лучшими стихами, поэмами, рассказами и очерками Шамсуддина Айсханова. В последний раз его стихи были опубликованы в «Антологии чечено-ингушской поэзии», изданной в Грозном в 1981 году. А совсем недавно республиканское книжное издательство выпустило книгу «Писатели Чечни» А. Кусаева, в которой также содержатся сведения о Ш. Айсханове.
К написанному об Айсханове Ш.К. хотелось бы добавить некоторые подробности из его личной жизни. Счастливой семейной жизнью жил Шамсуддин в г. Грозном. У него были жена Ану и маленький сын Майрудди. Светлыми были его мечты о будущем. Но его судьбу решили «сильные мира сего». Как упоминалось ранее, Шамсуддин Айсханов, представитель чеченской и ингушской литературы, во главе делегации Чечни был послан на первый съезд писателей. После своего яркого и эмоционального выступления, воспринятого слушателями с нескрываемым интересом, под бурные аплодисменты Айсханов стремительно сорвался с трибуны и, подлетев к писателю М. Горькому, прошелся бешеным танцем перед ним, источая в этом порыве все свое восхищение перед мастером пера страны.
В Москву приехали не только писатели, но и представители народа – творцы истории, начиная с Гражданской войны и первых строек социализма. Здесь собралось много знаменитостей: молодой человек в лихо заломленной кубанке – легенда советской страны Аркадий Гайдар, в 16 лет командовавший полком; высокий красавец Александр Фадеев – бывший даурский партизан; Алексей Толстой, русский барин, граф, эмигрировавший, но вернувшийся домой; Лидия Сейфуллина – автор нашумевшей повести «Виринея»; Лариса Рейснер – легендарная женщина, писатель-журналист и просто красавица; загадочный Билль-Белоцерковский, автор знаменитого «Шторма». Обо всех них много слышал Айсханов. Теперь он имеет возможность пообщаться с каждым из них, что и делает. Его стремление выразить свое отношение к первому писателю СССР в танце стало его роковой ошибкой.
По мнению Лаврентия Берии, Айсханов позволил себе выразить свое восхищение писателю, а не вождю – и тем самым подписал себе страшный приговор.
Встречать писателя, который возвращался из Москвы, вышел весь Надтеречный район. Но в поезде Шамсуддина не оказалось. Нет тайн, которые не стали бы явными. Пришла весть: состав был остановлен по требованию двух «воронков», кого-то оттуда высадили и увезли. Правда, в тот раз ему повезло – его отпустили, чтобы уже в следующем году забрать навсегда.
В 1937 году многие прогрессивные литературные и иные деятели Чечни были названы «врагами народа». Под фамилией Айсханова сталинским ищейкой А.А. Ждановым была проведена черная черта. Этой же участи подверглись С. Бадуев, А. Дудаев, А. Ножаев, А. Мамакаев, М. Мамакаев. Холодным осенним вечером Шамсуддин, Ану, Майруддин и моя тетя Асет слушали по радио вайнахские песни. Вдруг, прервав передачу, произнесли имена «врагов народа». Произведение Ш. Айсханова «Аьтто боьхна буьйса» перекликается с этим печальным вечером осени. На второй день вечером двое вооруженных людей увели безвинного Шамсуддина от любимых им людей и очага, как потом выяснилось, навсегда.
Перед своим уходом он оставил маленькую записку со словами: «Не волнуйтесь, я ни в чем не виноват. С помощью Аллаха я вернусь». После этого о моем дяде долго не было вестей. Он числился среди «без вести пропавших». Мои родители, как все чеченцы и ингуши, были репрессированы. Семья моего отца Айсханова Баудина Катаевича, второго из детей Каты, очутилась в Темир-Тау. Сколько себя помню, Баудин, мой отец, все время посылал в Москву на имя председателя правительства письма. Позднее он продолжал писать о пропавшем брате главе государства Н.С. Хрущеву. И вот, наконец, в 1956 году отец получил на все многочисленные письма ответ. Телеграмма заместителя Н.С. Хрущева гласила: «Ждите в ближайшее время вестей о вашем брате Айсханове Ш.К.». К этому времени от семьи Шамсуддина не осталось никого. Не выдержав разлуки с любимым мужем, умерла Ану, а вслед за ней, заболев, умер и сын Шамсуддина Майруддин.
Вскоре пришла вторая телеграмма (это было зимой), которую мы ждали с нетерпением. Я это хорошо помню. Мне тогда, родившейся в изгнании, было всего 9 лет. В телеграмме было написано: «Айсханов Шамсуддин Катаевич скончался от сотрясения мозга в 136-й тюрьме, в камере №7». Он был расстрелян по приговору так называемой «тройки» НКВД 11 марта 1938 года. Получив эту черную весть, отец открыл ворота и все родные и близкие, наши друзья казахи, русские, все соседи пришли к нам соболезновать. Это было зимой 1958 года. И в том же году он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Незабываемые слова Шамсуддина:
Лергана хезна доцу,
Дагца кхиъна доцу,
Коьртахь сецна доцу
Тоьшалла дин,
Б1аьрг т1е б1аьрг х1оттина.
Бацан а, хин а, т1улган а
Каравелла ас иза1...
– навечно остались в нашей памяти, как слова о предательстве, которое было совершено по отношению к нему и к его соратникам. Так, без могилы, как исчезнувшая звезда на небе, исчез с лица земли истинный сын своего народа Айсханов Катин Шамсуддин, которого мы никогда не забудем. 1 Не слыханное ухом,/ Не взращенное в сердце,/ Не задержавшееся в голове,/ Свидетельство даю,/ Глядя в глаза,/ Траве, воде, камню/ Отдал я его... (подстрочный перевод).
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы
КРАСНОДАР. Кубанские парламентарии оценили развитие футбола в регионе
КРАСНОДАР. На сессии проанализировали исполнение краевого закона о мелиорации
КАЛМЫКИЯ. В Калмыкии выбрали председателя правительства республики
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать