ДАЙДЖЕСТ: |
Мы с Чингисханом гуляем по улицам и проспектам его городов, едем в автобусах, и электричках, катим в автомобилях, надолго застреваем в пробках. На скоростных лифтах взлетаем на самые верхние этажи зданий, чтобы «потрогать» небо, и также быстро возвращаемся на бренную землю. Захватывает дух на виражах эстакад, но мы не робеем. Нас притягивают навязчивым сервисом макдональдсы и экспресс-кафе, но очарованными странниками мы беспечно покидаем мир чревоугодия, и без сожаления уходим в фиолетовую ночь.
Хасаевские города обладают особым магнетизмом: они необыкновенно красивы днем и завораживающе прекрасны в ночи. «Хасаевские», потому что Чингисхан Хасаев - молодой чеченский художник, с которым сегодня мы путешествуем, человек весьма состоятельный. Ему удается создавать многомиллионные города силой воображения и мастерством руки, которую крепко удерживает дружный коллектив всех известных муз, издревле покровительствующих искусству.
Мириады огней, вакханалия радужных красок, нескончаемые потоки машин, прямые линии бесконечного множества устремленных ввысь зданий мегаполиса. Буйство света и строгой геометрии, напоминает романтическую архитектурную поэму времени урбанизации.
Такое впечатление, что огромный город на какое-то время «взял» тайм-аут, и любезно замер, «позируя» своему творцу. Кажется, сейчас он оживет шумом моторов, перекличкой клаксонов, негромким шелестом скоростных поездов-анаконд, ныряющих и выныривающих из тоннелей. Светлые, радующие глаз тона, создают внутренний комфорт, необъяснимое чувство свободы, восторга и душевного подъема. Словно спадают вериги повседневной суеты, бесконечных забот и погони за вечно ускользающим миражом надежд.
В ночном городе преобладают мистические мотивы. Здесь могучая тьма в извечном противостоянии свету, и отголоски борьбы двух начал мироздания уходят далеко на задний план картины, становясь все более и более призрачными.
Вначале показалось, что город остывает от нестерпимого летнего зноя, и марево широко раскинулось по всему полотну, так, что на отдаленной перспективе угадываются вполне различимые следы легкой размытости тонов. Есть и другое изображение ночного города. Он более строг и элегантен. В изысканном вечернем костюме из ярких огней он предстает самодостаточным и импозантным щеголем-денди.
Из зданий в роскошную тьму ночи выливаются голубые волны неоновых огней, пытаясь остановить движение наступающей на город темноты. Напрасные потуги!
Где-то там, на далекой ойкумене мегаполиса еще теплится день, но время его ушло, и на город медленно и неумолимо надвигается таинство Ее Величества Ночи. Пробил час ее правления, и она его никому не уступит!
В центре картины арочный мост, словно боясь обжечься, осторожно прикрывает небольшую часть желтой от отраженных красок реки, которая напоминает потоки вытекающей из кратера магмы. Небесные тона гармонично меняются от светло-серого до желто-багряного, и переходят в традиционно темно-синее покрывало ночи. Вернее, еще не ночи. Автор запечатлел, на мой взгляд, предтечу ночи, ее рождение в недрах огромного города. Строгие силуэты величавых небоскребов грациозно подпирают черные облака, обрамленные в позолоту закатного солнца. Дневное светило не поскупилось, и щедро раздарило многоцветье красок на смене «караула» времени суток. И все же - это реквием уходящему дню.
Моему визави совсем не нравится излишний шум вокруг его персоны. Его манеры привлекают достоинством и скромностью. Он говорит спокойно и негромко, предварительно «взвешивая» на невидимых весах каждое высказанное слово. Никакого эпатажа. Неброское поведение Чингисхана органично дополняет благоприятное впечатление от его творчества. Счастливое сочетание таланта, ума и воспитанности.
Московская выставка, в которой участвовал Хасаев, закончилась настоящим фурором для нашего молодого мастера живописи. Он получил приглашение от Пьера Кардэна экспонировать свои картины на престижной международной выставке художников, которая состоится в Париже осенью этого года.
Его произведения ошеломляют новизной интерпретации окружающего мира, а потому разрушают привычный стереотип восприятия искусства живописи. Надо сказать, что творчество Хасаева воспринимают не совсем адекватно, а некоторые коллеги по цеху подозревают мастера в использовании компьютерной техники. Как можно лишь только рукой создавать такую красоту!? Ну что здесь сказать? Пожалуй, только «…учитесь властвовать собой!».
Между тем, на III Московском Международном фестивале искусств «Традиции и современность», где были выставлены работы около 600 художников из стран ближнего и дальнего зарубежья, никто, даже самые знаменитые мастера кисти, нисколько не усомнились относительно произведений Хасаева. Мэтры отечественной и зарубежной живописи увидели в нем настоящего профессионала, и вручили специальную премию «АПЛОДИСМЕНТЫ ЖЮРИ», которая приравнивается ко второму месту.
К чести Чингисхана, он не затаил обиду на «дружелюбных» коллег, и не вознесся в вышние выси от триумфа на Московской выставке.
-Мне не нравится «мелкая» работа, которая быстро заканчивается. Больше по душе работа, требующая долгого и кропотливого труда. Когда множество раз подходишь к полотну, не перестаешь думать о нем, принимая пищу, и ложась спать. Эта мысль преследует, не давая размышлять о чем-то другом. Тогда, как правило, приходят новые идеи и рождаются неожиданные решения.
Моего спутника непросто разговорить, и по его собственному признанию, писать картины много проще, нежели говорить о себе.
Свой первый рисунок Чингисхан сделал на обратной стороне старой кожаной обивки сиденья трактора, на котором работал отец.
-Отец менял тракторные сиденья, и я попросил дать мне обивку, чтобы на ней рисовать. Таким образом, своим первым серьезным опытом художника я обязан моему отцу и его «железному коню».
«Спустя много лет, я был немало удивлен, когда совершенно случайно, обнаружил свою первую работу в стареньком ящике для инструментов. На импровизированном холсте было изображение трактора, нарисованного мной в далеком ставропольском детстве».
Так случилось, что семья Хасаевых жила на Ставрополье, в большом отдалении от населенных пунктов, и эта изолированность разбудила заложенные природой творческие начала будущего художника. Наблюдательность и склонность к созерцанию, умение слушать, а также немногословность.
Со слов Чингисхана его произведения относятся к «гиперреализму» и «фэнтэзи». Судя по всему, его стиль является инновационным и в России, и за ее пределами.
Картина «Каньон» вначале вызвала ассоциации со средневековой Европой, а именно Италией: помпезные дворцы могущественных венецианских дожей и первозданная красота величественных горных кряжей, рассеченных водопадами. Внутри - великолепный природный и архитектурный оазис, навеянный воображением художника. Гуляющие у водопада мужчины и женщины одеты в длинные платья, которые, в общем-то, могли носить и в викторианской Англии. Невзирая на мои сравнения, на картине не изображены населенные пункты конкретных стран. Только напоминание, легкая дымка намека, но не более того. Это придает картине особый шарм, и простор для полета фантазии зрителя, который в меру собственной эрудиции или иных критериев может воспринимать изображение на холсте. Вообще у его произведений очень специфичная аура. Вероятно, Чингисхану удалось найти и воплотить в художественных образах некий код оптимизма, который генерирует, а затем передает зрителю мощный положительный заряд эмоций. Другими словами, творчество Чингисхана вызывает чувство радости и восхищения, подавляя всякую угнетенность
Возвращаясь в «Каньон». Вдали виден серпантин горной дороги, уходящей между скалами. На водной глади перед водопадом, лодка, напоминающая венецианскую гондолу, а чуть поодаль, пользуясь штилем, и убрав бесполезные паруса, застыло небольшое судно.
В пугающей близости от водопада черное дерево внимательно «смотрится» в зеркало маленького озерца, которому чудом удается удержаться на краю пропасти, и не опрокинуться в кипящие потоки падающей воды. Очень светлый водный массив высвечивает все полотно, и создает радужное настроение.
Чингисхан увлекается и графикой. На увиденных мною картинах запечатлены мотивы трагических военных событий. Скорбные лица покидающих город беженцев, порождают тоску и быстро восстанавливают в памяти события чеченской драмы. Беспомощный, растерзанный жестокой войной Грозный. Все очень достоверно. Омертвелые здания «смотрят» пустыми глазницами окон на разбитую военную технику. А ведь это было сравнительно недавно! Это было с нами, нашей республикой и ее столицей.
«2150 г.» - произведение, пронизанное мотивами грядущего конца света. Жутковато. Угрожающе доминируют темно-красные тона, нет воздуха, в небе летательные аппараты, которые к тому времени заменили автомобили. Все готово к апокалипсису. История человечества завершена…Прощайте.
«Пятый Рим» грандиозная по масштабам и исполнению картина из серии «городских». Религиозные иерархи и политическая элита времен Ивана Грозного и Екатерины Великой утверждала, что Россия-«третий Рим», и четвертого уже не будет. Однако некоторые любители исторических экскурсов нарекли Вашингтон четвертым Римом. Исходя из этого, Чингисхан назвал свою работу «Пятый Рим». Он, согласно уже установившейся в работах Хасаева традиции, не содержит никаких сравнений ни с одним из городов мира. Это блеск и великолепие городских кварталов.
В «Латино» необъятный простор фантазии. Все будет зависеть от вашего воображения. Огромный скальный массив выступает над поверхностью воды. На самом краю стоит великолепный замок в готическом стиле. От него исходит мистическая красота, которая тревожит и притягивает одновременно. Громада курчавых облаков, отороченных солнцем, застенчиво выглядывающим из-за горной гряды. В море, не приближаясь к рифам, бросил якорь фрегат, облаченный в корону белоснежных парусов. Не исключено, что господа корсары в очередной раз «разбомбили» испанский галеон, груженный золотом ацтеков, и благополучно укрылись в тихой гавани. В общем, морские разбойники отдыхают после удачного абордажа. Даже убрать паруса поленились. А может быть, подняли паруса, и готовятся выйти в открытое море? Не удалось разобраться. Это очень красивая картина, которая поражает ощущением покоя и подлинности изображения природного ландшафта и моря. Между тем и замок живет своей загадочной жизнью. На высоких столбах горят раздуваемые ветром факела, а по кромке дороги движутся сероватые грузовики. Но им не удается омрачить общую привлекательность картины.
Чтобы быть патриотом не обязательно писать одни лишь национальные картины. Мир многообразен, и необычайно красив. Вспомним феномен Махмуда Эсамбаева, который уверенно вошел в историю мировой культуры, блистательно исполняя танцы народов нашей планеты. И в тоже время, оставался патриотом, которым всегда будут гордиться жители нашей республики.
Естественно, в произведениях Чингисхана присутствует и национальная тематика. Особенно великолепны – «День, затерявшийся среди веков» и «Аромат родной весны»! Башенные комплексы, горделивые горы и реки. На берегу, стреножив коней, молодые люди в национальной одежде. Рядом девушки набирают воду в кувшины. Грозная красота башен, заповедная чистота и величие природы наводит на мысль о гармонии человеческих отношений начала времен. Мне подумалось, что этот сюжет есть своеобразная миниатюра древних морально-этических норм нашего народа. Здесь просто не может быть места фальши и низменным чувствам.
Чингисхан - художник новой формации, который олицетворяет успехи чеченской нации на пути возрождения в послевоенный период. Подобные примеры вдохновляют на занятия творчеством, способствуют духовно-нравственному оздоровлению общества и формированию эстетических вкусов у молодежи.
Известное выражение «красота спасет мир» в полной мере относится к работам нашего художника, который своим творчеством сумел повысить рейтинг доверия к чеченскому народу. На Московском фестивале именитые мэтры отечественного изобразительного искусства откровенно признавались, что произведения Чингисхана заставили их по-новому взглянуть на чеченцев, и относится к ним с большим уважением. В этой связи приглашение нашего художника на престижную Парижскую выставку не просто признание его таланта, но в не меньшей степени дань уважения созидательному потенциалу чеченского народа
Конечно, Хасаев Чингисхан - российский художник, который своим творчеством укрепляет международный имидж страны, подтверждая ее реноме культурной державы.
Муса Лабазанов, заместитель директора ГУ «Музей А-Х.Кадырова»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой