В докладе, опубликованном на днях некоммерческой организацией из Сан-Франциско Commonsense Media, отмечается, что 47% американских детей в возрасте до двух лет смотрят телевизор и DVD, выделяя на это занятие в среднем около двух часов в день. Повод для паники? В 1999 году Американская академия педиатрии посоветовала родителям не подпускать детей младше двух лет к телевизору, ибо телепросмотр препятствует социальному взаимодействию, необходимому для нормального развития мозга. Уважаемое учреждение по сей день придерживается этого мнения, однако в действительности всё намного сложнее.
С одной стороны, телевидение и впрямь косвенно ухудшает умственное развитие, если занимает значительное место в жизни малыша. Исследование, проведённое в 2008 году, показало, что дети, начавшие смотреть ТВ до своего первого дня рождения и затем посвящавшие ему более двух часов в сутки, в шесть раз чаще испытывали проблемы с речью. Однако такие исследования ничего не говорят о том, на что именно в телевидении можно возложить ответственность за проблемы с развитием речи, кроме того, что сидение у телеящика отнимает время на общение с родителями, братьями и сёстрами. В 2005 году Дебора Лайнбаргер из Университета штата Айова (США) и её коллеги, понаблюдав за 51 младенцем и ребёнком ясельного возраста (от 6 до 30 месяцев), выяснили, что образовательная телеклассика («Улица Сезам», «Телепузики», «Барни и его друзья») действительно не обогащает словарный запас. Однако г-жа Лайнбаргер обнаружила и положительное влияние образовательных телепрограмм, о котором обычно забывают, цитируя это исследование. Речь улучшают такие передачи, в которых персонажи напрямую обращаются к ребёнку, общаются с ним (например, «Большой красный пёс по имени Клиффорд» или «Даша-следопыт»). Выходит, в ТВ самом по себе нет ничего, что могло бы причинить ущерб юному мозгу. Телешоу вроде «Улицы Сезам» при всех благих намерениях их создателей не приносят пользу просто из-за неверного подхода к образовательному процессу.