ДАЙДЖЕСТ: |
Из письма
Недавно, просматривая пожелтевшие от времени архивные бумаги, я случайно наткну¬лась на очень интересное интервью, которое было опубликовано в Шалинской районной газете «Знамя коммунизма» 20 сентября 1970 года под заголовком «Я буду играть Зелимхана». Такое интересное интервью дал газете актер Чечено-Ингушского драмтеатра имени X. Нурадилова Дагун Омаев. В своем интервью Д. Омаев вкратце говорит, что наибо¬лее любимой ролью в кино станет роль про¬славленного абрека Зелимхана в фильме, который решил поставить грузинский режиссер Санишвили. После этого интервью прошло более 14 лет. Сообщение было сенсацией. Но нашей радости не суждено было сбыться, ибо о будущем фильме слухи припали. Что же случилось? Ведь для постановки такого филь¬ма имеется обширный фактический материал: роман М. Мамакаева «Зелимхан», докумен¬тальная повесть Дзахо Гатуева «Зелимхан»; многочисленные архивные документы и, если удастся найти, есть драма «Зелимхан». В предисловии к документальной повести Д. Гатуева «Зелимхан» сказано, что повесть была экра¬низирована «Восток-фильмом». Если на съемку потребуются денежные средства, то фильм, безусловно, оправдает все затраты, да еще принесет большую прибыль. Может быть, здесь есть какая-то завуалированность? Кроме того, у нас не снимался полнометражный фильм на историческую тему, тогда как у многих других народов есть кинофильмы, показывающие национально - освободительную борьбу против царского самодержавия.
С воссозданием фильма «Зелимхан» было бы желательно включить отдельные главы из вышеназванных произведений в учебники по родной литературе, чтобы подрастающее поколение знало, как наряду с революционерами большевиками сражались до последнего вздоха с царским самодержавием такие люди, как Зелимхан — человек трагической судьбы
И еще. Одним из основателей советской чеченской литературы является Саид Бадуев, который оставил замечательное литературное наследие. Сайд Бадуев, писатель-гуманист, одним из первых повел решительную борьбу с религиозными пережитками литературным словом. Его произведения являются наиболее богатыми как по своему глубокому содержанию, словарному составу, так и по раскрытию сущности религиозных пережитков в Че¬чено-Ингушетии.
В Чечено-Ингушетии, мне думается, нет равных произведений, которые так остро, сме¬ло, звонко и наступательно раскрывают пережитки прошлого в сознании людей. За свои остросюжетные, антирелигиозные произведения Сайд Бадуев пользовался большим уважением и авторитетом у многих советских писателей.
Хотелось бы внести предложение о при¬своении Чечено-Ингушскому госпединституту его имени и установлении бюста перед зданием ЧИГПИ.
Индира ДАНДАЕВА, студентка ЧИГУ.
Имя легендарного харачоевца хорошо известно. Из уст в уста уста передаются рассказы о жизни этого борца одиночки. О нем сложено много песен, на¬писаны книги. Имя Зелимхана порождает образы бесстрашия и мужества, олицетворяя великую любовь горца к вершинам родных гор, к могучим лесам, к могилам предков, ко всему тому, что мы зовем Родиной. Ответить на письмо Индиры мы попросили актера театра и кино, де¬путата Верховного Совета ЧИАССР Д. И. Омаева.
Корр.: Дагун Ибрагимович, читатели требуют ответственности за сказанное слово. Прошло много времени после опублико¬вания интервью, о кото¬ром идет речь. Как видите, печатное слово не име¬ет срока давности. Вы не против дать комментарий к письму?
Д. Омаев: Напротив. Рад, что у меня есть возможность возвратиться к этой теме и еще тому, что тема эта волнует читателей. Подобные письма я получаю часто. Идея создания фильма о Зелимхане волновала многих режиссеров. Но до сей поры на памяти только тот не¬мой вариант, упомянутый в письме. Кстати, создан он был не киностудией «Восток-фильм», как счи¬тает читательница, а киностудией «Грузия-фильм». Но это не принципиально. Важно, что сегодня нет картины, посвященной од¬ной из ярких страниц истории народа.
Ко мне эта мысль пришла давно, и с тех пор я с ней не расстаюсь. Впервые серьезно вопрос встал во время съемок, фильма «Чермен», где я познакомился с режиссером Санишвили. И, вроде, дело двигалось, что и послу¬жило поводом для интервью. Но с приходом нового директора киностудии Чхеидзе дело застопорилось. И, признаться, меня это не очень взволновало. Не умаляя достоинств грузинского кино, все же боюсь, выражаясь образно, проникновения в фильм «грузинского ак-цента».
От «Зелимхана» я никогда не отказывался. Это история народа, боль, его трагическая судьба. Как и судьба Хаджи-Мурата фильм, о котором снимает грузинский режиссер Шенгелая.
С 1972 года Я веду переговоры с киностудией "Ленфильм». В какой-то мере успешные. Фильм стоит в плане 1992 г. Но время меняет многое, есть основания для бес¬покойства.
Корр.: Что вы имеете в виду?
Д. Омаев: Впереди три года, кинематограф переживает перелом. Планы, наконец, перестали быть догмой, в прямом смысле. Могут возникнуть бо¬лее актуальные пробле¬мы.
Корр.: И все же, что предпринимается для реа¬лизации идеи?
Д. Омаев: Начались съемки фильма совместного производства Северо-Осетинской киносту¬дии и «Ленфильма» «Как отзовется эхо». По накалу и гражданской значимости фильм не будет уступать фильму о Зелимхане. Съемочная груп¬па во главе с талантливым режиссером А. Хомраевым и оператором А. Чечулиным, сорежиссером фильма И. Татаевым мо¬жет заняться потом и картиной «Зелимхан». Знакомство с местностью, на¬родом, его культурой по¬может кинематографистам в будущем. Очень не хотелось бы повторить ошибки ленты «Приходи свободным». По¬тому, считаю, необходимо участие сорежиссера, чтобы не утерять националь¬ного колорита.
Корр.: Вы все так же хотите сыграть главную роль в «Зелимхане»?
Д. Омаев; Очень. Но все же меня мало беспо¬коит, буду ли я сниматься в главной роли или нет, я все равно приму участие в работе — это и желание, и долг.
Корр.: Скажите, Дагун Ибрагимович, а есть ли противники фильма, ведь Зелимхан не большевик, не революционер?
Д. Омаев: Нет. Долгие хождения по кабинетам различных инстанций в поисках средств для ускорения процесса мы не обнаружили ни одного противника фильма. Но и существенной помощи тоже нет. Хотя, думаю, все же фильм будет, но надо набраться терпения.
Корр.: Вы говорили о начале съемок фильма «Как отзовется эхо". О чем он?
Д. Омаев: Не хотел бы говорить о содержании. Одно могу сказать: фильм рассказывает о самой драматической странице истории народа после Кавказской войны.
Корр.: А над чем вы закончили работу?
Д. Омаев: Астемир в фильме Северо-Осетинской студии «Вершины не спят» по произведениям Алима Кешокова, Джабар в картине киностудии «Узбекфнльм» «Золотая голова мстителя», Шухрат в фильме «Чудовище, или кто-то другой».
Корр.: Традиционный вопрос. Ваши ближайшие планы.
Д. Омаев: Кроме упомянутого фильма «Как отзовется эхо» (Омар), готовится съемка карти¬ны совместного производ¬ства узбекских и сирий¬ских кинематографистов «Тайное путешествие эмира», где я намерен сняться в роли Фарида.
Корр.: Желаем творческих удач.
Вторая часть письма И. Дандаевой адресована общественности республики, органам Советской власти.
А. ДИБИРОВ
Источник: http://abrek.org
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»