Ад (по-гречески — невидимый мир) — в религиозной фантастике особое место «загробного царства», где душам «грешников» уготованы страшные муки в наказание за дела, совершенные при жизни на земле. Призрачные ужасы «преисподней» являются предметом учения и проповеди в христианстве, иудаизме, буддизме, исламе, брахманизме и других культах.
Представление о загробной жизни зародилось в пору глубокой древности. Первобытные люди верили, что после смерти тела душа продолжает свое существование где-то в глубине земли, в горах или на отдаленных островах, где обычно хоронили умерших. Это обиталище душ первоначально не разделялось на ад и рай и рисовалось по земному образцу — как страна изобилия или бесплодная пустыня, населенная хищными животными.
Лишь много позднее, в эпоху разложения первобытной общины и появления имущественного неравенства, возникает религиозная иллюзия о разной судьбе людей на «том свете» точно так же, как и на земле. Уже в древнегреческих мифах царство теней делилось на место злых — тартар и добрых — эллизий, но в обоих случаях мертвые вели здесь земную жизнь, даже сохраняли свое положение в обществе.
Размежевание «потустороннего мира» на две области послужило основной предпосылкой идеи посмертного возмездия и наград. Эта идея впервые развилась в религиях Древнего Востока. Так, в иудаизме сформировалось и осталось до сих пор неизменным учение о «геенне огненной», где черт и демоны кипятят грешников в смоле, терзают их раскаленными щипцами и т. п. В иудейском «священном писании» — Ветхом Завете — сохранилось даже указание, что ад (шеол) находится под Иерусалимом в до-лине Гинном (отсюда — «геенна огненная»).
Все эти представления об аде, в особенности свойственные иудаизму, были восприняты христианской религией и связаны с ее основными догматами. В средние века католическая церковь в своем учении разделила ад на постоянный и временный—чистилище, откуда ее заступничеством могли выкупаться души грешников. В Европе XIII—XVI веков развернулась массовая продажа индуль-генций — «отпущений грехов», своеобразных путевок в рай, на которых наживалось духовенство.
Христианские богословы в наше время прилагают немало усилий, чтобы освежить свое архаичное учение об аде, приблизить его к мироощущению современного человека. Именно с этой целью «вечные муки» иногда трактуются аллегорически: будто они ниспосылаются богом как угрызения совести. Подобное истолкование меняет лишь адрес ада, но не суть церковного учения. Главный религиозный тезис о возмездии «свыше» за грехи остается здесь неизменным.
Прямое наследие примитивных дикарских верований, мистическое учение о потустороннем мире глубоко реакционно по своему социальному смыслу. Угрозы наказаний за грехи издавна служили средством запугивания трудящихся.