ДАЙДЖЕСТ: |
Много лет прошло, колоссальные изменения произошли всюду, везде: в природе, в обществе, в общественном строе.
Двадцатый век со своими причудами, с хорошими и плохими сторонами канул в прошлое.
Но разговор пройдет не о времени. Мой бывший коллега по герменчукской школе Лом-Али Усамович Усманов, сам историк, может написать о времени не хуже любого другого. Сегодня он пришел ко мне с одним вопросом: «Не написала бы ты о своем бывшем учителе?»
Этим вопросом он заставил меня окунуться в ворох воспоминаний о чудном, сказочном детстве, ущемленном потерей матери…
Воспоминания, как мощный поток водопада, обрушились в один миг на меня: и приятно, трогательно, безумно, радостно с одной стороны, но с другой – обидно, горько, в голове «пляшет» один вопрос: почему на одну меня столько бед, горестных минут, – несчастий? Это не под силу было ребенку неокрепшему, не успевшему твердо встать на ноги в жизни…
Спасибо тем хорошим людям, которые в эти часы были со мной и поддерживали меня морально. Особенно моему старшему брату. Приезд с Казахстана, разочарованность в отсутствии школы в селе Герменчук, хотя перед выездом в Чечено-Ингушскую республику (так она тогда называлась) все взрослые твердили, что в «том месте» много школ!
Может, были в республике, но в Герменчуке не было ни одной школы!
Мы, разновозрастные учащиеся 3 класса, ютились в каком-то частном доме, в чужом дворе, который находился в двух с лишним километрах от моего места проживания. Это был дом Мустапаевых, где рядом проходила автострада.
Спустя некоторое время нас перевели в какие-то пристройки так называемого главного здания школы. Здание школы было скорее всего частным большим домом, пристройки были сделаны на «скорую руку». Здесь появилось много приезжих учителей.
Их направили после института отработать школьную практику. Так, в 60-70-е годы направляли русских учителей в национальные школы для обучения детей, так как своих подготовленных кадров не было.
Наш 5 класс взяла Галина Арсеньевна Туманова. Учила русскому языку и литературе. Молодая, здоровая, спокойная, требовательная, доброжелательная, компетентная, образованная, хороший психолог. Все эти годы я помню ее образ. Для меня это был эталон учителя! Педагог от души, у которой не было никаких мелочей в работе. Мелочь возводилась в ранг большого дела.
Меня пленяла тональность речи, ее четкие, точные, содержательные и красиво подобранные слова. Ниже среднего роста, красивая, правильные черты лица, черные мягкие глаза, шатенка, короткие волосы, падающие кольцами на крутые плечики. Узкая черная юбка в трубку, белая блуза с длинным рукавом… Такой я запомнила ее на всю жизнь. Она шагала в ногу со временем. А время было такое, в котором нельзя было прикидываться (что работаешь), обманывать, хитрить, изворачиваться! Время, требующее всего человека!
Потому наши учителя были серьезны, деловиты, умели дорожить человеком и временем!
Это следующие бывшие учителя: братья Берсановы – Нажмуддин Шотаевич, Муса Шотаевич (сейчас нет его, Дала гечдойла цунна!); директор школы – Георгий Саркисович Аллахвердях (армянин) (отзовитесь!); завуч школы – Яраги Махмудович Аслаханов (нет его, Дала гечдойла цунна!); преподаватель родного языка: Мухьади Сотамурадович Солтамурадов (Дала гечдойла цунна!); географ – Анна Павловна Ковалека (надеюсь на отклик!); русист – Галина Арсеньевна Туманова (откликнитесь!); химик – Дина Константиновна Кобцева (надеюсь на отклик!); физик – Зоя Константиновна Тимофеева (надеюсь на отклик!); трактороведение – Гилани Хизриевич Шамилев; математик – Галина Ивановна Кирюхина (отзовитесь).
Каждый из них учил не только предметным знаниям, но и чувствовать жажду познания, радости творчества, творить добро, красоту, служить людям. И большую роль в решении этих проблем сыграла культура общения на уроках, его тональность, в частности (что говорить и как?)
Вышедший закон «О реабилитации…» разрешил всем, кто жаждал увидеть родную землю, возвратиться на родину. Потому неудивительно, что в классах появились переростки, т.е. классы были наполнены разновозрастными учащимися (юноши и девушки, которые впоследствии повторяли фразу: «Он, она учился (лась) со мной…») Выходили замуж, женились…
Из всех предметов мне нравились русский язык, чеченский (родной) язык, математика, история, черчение, пение, физкультура.
Особенно привлекала литература, русский язык. Галина Арсеньевна знала и понимала, что изучение предмета не получится ни в коем случае, если не заниматься с учащимися вспомогательной, внеклассной работой. Она вовлекла учащихся в классе в редколлегию классной литературной газеты. На мне лежала ответственность: подборка материала и выпуск газеты, где рассказывалось об успехах и неудачах (за месяц) нашего класса.
Газета вывешивалась в школе на видном месте. Ее читала вся школа. Кому-то нравилось, кому-то нет. Но не было ни одного случая, чтобы газету сорвали с доски и выбросили. В то время учитель был святым человеком, а то, что он сказал и делал, принималось без колебаний, сомнений, без противостояния – всеми учащимися. Галина Арсеньевна Туманова пошла дальше: она пыталась сделать из нас «актеров, артистов», то есть любыми доступными методами пыталась привить любовь к своим предметам, не жалея себя, ни своего времени.
По вечерам, во внеурочное время, мы собирались по зову учителя в школе, изучали тексты маленьких сценариев сказок, постановок, посвященных грядущему празднику, Новому году, Дню Советской Армии и т.д. Учились писать заметки, сочинять кое-что, писать статью из 20 предложений.
Таким образом, она ввела нас в мир литературы, русского языка. Сейчас я понимаю: сколько сил, терпения, умения, сообразительности, такта, настойчивости, упорства, компетентности (у нее было высшего образования), гражданского мужества требовала ее работа с нами! Это были еще и полезные контакты с родителями учащихся. Да, огромная работа лежала на ее хрупких плечах! От Галины Арсеньевны шли какие-то невидимые светлые, добрые лучи, она была обаятельным, доброжелательным человеком.
Никогда не забыть мне помощь всей школы нашему совхозу. Стакан горячего вкусного, натурального молока и кусок черного хлеба, которым угощали нас в обеденное время прямо на поле. Прекрасный труд, который сплачивал весь школьный коллектив.
На бытовых машинах, а порою и пешком нас возили на свекольные плантации села (на окраину села). Мы с классным руководителем пололи, разрыхляли только что пустившую листву молодую свеклу. В поле, во время работы она разучивала с нами песни о Родине, о природе, о дружбе, о «пионерской картошке о любви. Тексты песен я знаю до сих пор. Вот так она любила нас, любила свой предмет, сплачивала и воспитывала, даже вне урока находила место обучению русского языка. Понимать и знать значение незнакомого слова – это было интересно! Она сумела передать нам свою любовь к предметам уже в 5 классе.
Теперь, анализируя и вспоминая отдельные эпизоды из детской школьной жизни, я поняла (сама став филологом), что шла упорная, настойчивая неустанная борьба за речевое развитие нас, учащихся, борьба за грамотного человека!
Борьба за наполнение объема словаря, когда считалось число слов в предложении, оценивался объем связанного высказывания.
В нас воспитывалось чувство слова, формировалось коммуникативно-речевое умение – насколько выразительно читаются стихи, выученные наизусть.
После всех наблюдений на уроках и вне урока читала необходимым «прописать» – некоторым отстающим учащимся особые – упражнения и виды работ. К примеру: громкое послоговое проговаривание слов и словосочетаний перед их записью или в процессе записи; анализ и осмысление звукового состава слов, особенностей их произношения и написания, анализ интонационной окраски предложений; чтение вслух скороговорок, загадок, стихотворных строф, которые отличаются музыкальностью; пение, которое требует правильного четкого произношения определенных звуков в словах песни и так далее.
Шла работа над зрительной орфографической памятью, словарной памятью, над речевой активностью. Внимание к каждому ученику, помощь всем и каждому. Таков неполный перечень той огромной работы, которую выполняла Г. А. Туманова.
Не забыть мне пятиминутные «разминки». Они развивали сообразительность детей, как я поняла сейчас. В течение пяти минут нужно было решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставилась пятерка. Эти пятиминутки были созданы с задачами данного или предстоящего уроков, с задачами повторения.
«Разговорные пятиминутки» были ежедневно. Она говорила с нами уважительно, знала вкусы, склонности, суждения, потому что мы, ученики, были ей интересны. Но и она была интересным собеседником, искренним, уважительным.
Очень приятные и полезные воспоминания Г.А. Туманова оставила о себе как учитель и как человек. Можно без конца писать об этих трех годах, что она была с нами.
Сегодня я ей благодарна. Искренне! От души! Благодарна всем своим школьным учителям, кому небезразлична была моя судьба, кто мне помогал в жизни, подставляя свое плечо, кто вывел меня на правильный путь из извилистых, сложных, скрюченных, жизненных обстоятельств! Дай Бог живущим здоровья! Долгих им лет жизни!!
Зоя Гуноева (Закаева)
№ 28 (3021), г-та "Вести республики"
Ванны, мойки и другая сантехника ведущих мировых производителей по выгодной стоимости
Невероятная история Острова роз. О чем фильм, где посмотреть в хорошем качестве
Стоит ли бежать добывать биткоины и как это делать правильно?
СКФО. Горнолыжный курорт «Эльбрус» стал победителем главной номинации национальной премии
В Роскачестве рекомендуют отключать геолокацию на телефоне для защиты личных данных
Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции