Леча Ильясов. Культура чеченского народа. М., 2009.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА. ИСТОКИ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ(стр. 173-174):
...Кроме того, с древнейших времен люди использовали в качестве центрального опорного столба ствол дерева, вокруг которого строился круглой формы шатер. Подобного рода жилища существовали почти у всех народов Кавказа. Свидетельством тому являются различные реликтовые архитектурные формы или, по крайней мере, понятия, которые сохранились в языках некоторых кавказских народов, в частности дагестанских, в которых опорный столб называется «столбом корня». Опорный столб в жилых башнях нахов появляется в результате трансформации жилища горизонтальной планировки в вертикальную, то есть является вторичным.
Древнейшие жилища, сооруженные из камня или глины, были овальными или круглыми, так как люди в те времена не знали прямого угла. И традиция круглого жилища в течение тысячелетий сохранялась в различных районах земли.
Только у нахов ни в языке, ни в культуре строительства не сохранилось следов бытования круглого жилища. Единственно, в западных районах встречаются склепы и мавзолеи круглой формы, в облике которых чувствуется влияние кочевников- мусульман.
На территории обитания нахов круглые жилища не встречаются практически с эпохи бронзы. Не появляются они и позже, во времена бурного расцвета строительства башен. Круглые башни были очень распространены в Закавказье и Дагестане, но почему-то это ни в коей мере не отразилось на архитектуре нахских башен, хотя, конечно же, взаимовлияние архитектурных форм различных регионов Кавказа было весьма существенным. Тем более с точки зрения фортификации круглые башни являются более устойчивыми, так как против них очень сложно использовать стенобитные машины.
Достигнув высокого мастерства в строительстве боевых башен, вайнахские строители продолжали возводить прямоугольные и квадратные в плане сооружения. Возможно, это связано с каким- то древним культом. Прямоугольник был символом устойчивости, символом четырех стихий: земли, воздуха, огня и воды, символом четырех стран света. Вероятно, поэтому стены или, в крайнем случае, углы чеченских башен всегда были строго ориентированы по странам света.
Прямоугольное жилище является результатом развития земледельческой цивилизации с сопутствующими религиозными культами четырех времен года, а в связи с поклонением солнцу — четырех стран света. В чеченском языке слово «угол» — «са» созвучно понятию «душа, свет» — «са», и эта связь имеет сакральный смысл.
Кочевые народы практически не знали прямоугольных жилищ, даже передвижных. У чеченцев все архитектурные строения были прямоугольными по форме: жилища, культовые, башенные и погребальные сооружения. Это может быть одним из аргументов в пользу того, что чеченцы являются наследниками создателей майкопской культуры, древней археологической культуры на территории Северного Кавказа, практически все постройки ко- //// С. 173
торых, за небольшим исключением, были прямоугольными. Ведь архитектурные традиции могут сохраняться в течение тысячелетий, постепенно утрачивая тот сакральный смысл, который в них был заложен изначально.
Прямоугольными были жилища и фортификационные сооружения алан202(Абрамова М.П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа. С. 75).
В древнейшие времена, когда жизнь человека полностью зависела от природной стихии, почти все в ней, тем более в материальной культуре, имело конкретный смысл и предназначение. Но многие архитектурные произведения древних людей, абсолютно не имеющие никакого прикладного смысла с точки зрения современного человека, до сих пор продолжают удивлять нас высокой техникой строительства и колоссальными объемами затраченных усилий.
В этом отношении наиболее интерес- ными памятниками древности являются так называемые мегалиты, или сооружения из огромных камней: менгиры, дольмены, кромлехи. Все они связаны с различными культами древних: менгиры и дольмены — с культом почитания предков, кромлехи — с культом солнца.
Кавказские дольмены во многом по-вторяют формы и даже конструкции жилища, бытовавшего у местного населения в древности, не только на северо-западе Кавказа, но и на северо-востоке, за сотни километров от этих мест. Через несколько тысячелетий средневековые склепы будут напоминать по форме древние дольмены и, может быть, древние жилища с двускатной крышей. А гигантские менгиры трансформируются сначала в сиелинги — столпообразные святилища, а затем в надмогильные камни — чурты. И останется поверье: душа умершего обитает там, где находится его чурт, а не там, где захоронено его тело...///С. 174
б) Мазорга,1977 год, общество Акка, башня и склеп аккинца Дысхи. Из этого села вышли все карабулаки-орстхой в Аух в книге А. Сулейманова "Топонимия Чечни" , в Мазорге проживали нашхой и аккинцы. Орстхой, нашхой, аккинцы считают Мазоргу своим общим селом, что в очередной раз подтверждает родство нашего народа и общие предки.
А. Сулейманов, Топонимия Чечни, Нальчик, издательский центр "Эль-Фа", 1997. Нашха, МИКРОТОПОНИМИЯ ТЕСТАРХОЙ, С. 73:
Мозарга (Мозарга) - разв. на з. окр. об-ва Нашха. Аул входил в общество Аьккха. Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи -ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы (чеч. авхой), эргIастой, орстхой, балой. Этимология Мозарга остается непонятной, но «мазар» - тюрк. - святое место, храм, усыпальница. Возможно, от «мозгIар» - моцIкъвари - груз, священник. (Христ.)
2-я часть Прямоугольные и квадратные башни чеченцев-нахов
в) Валган(Фалхан). Заслуживают внимания и башни Фалхана(Р. Ингушетия) построенные чеченцами из Галанчожа. Как рассказывают старожилы аккинец Дудар и его друх Довтар, и три чеченские дружины сошлись здесь.
«Алихан Марзабеков (из селения Фалхан; Валган/Фалхан основан галанчожскими аккинцами во главе с выборным вождем Дударом, на месте Фалхана было поселение галанчожа Гама ) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Б.]. До них в Фалхане жили не ингуши(кхокалой), а потомки какого-то Гама(аккинцы Фалхановы утверждают Гам был из Галанчожа). Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни(Вейни) – выселенцы из Фалхана ; переселение в Бейни произошло лет 200 назад» (Семенов, 1963:67).
По отцовской линии Дудар родился в башенном селение Акка в области Галанчожской Акки, мать же Дудара была из селения Кий, который лежит тоже в Галанчожской Акке. Тайп Кий пошел от Кия, Кий был потомком Миеда, Миед был сыном Акки Миеда(Аьккхе Медд), отцом Акки Миеда был Акко(Аьккхе), отцом же Акко был Га. У Га было четыре сына: Галгай, Нахчмахкахо, Мелхий и Аккхо. Га, по преданиям был младшим сыном правителя мусульманской страны Симсим, посла разгрома Симсима Га ушел в Западную Чечню, где жили предки чеченцев аланы. Выборным правителем, по легендам(он упоминаеться в осетинской истории) был чеченец из рода аккий Пулад. Пулад был разгромлен Тамерланом за то не выдал, по легендам одного ближайшего беглеца из свиты Тамерлана и сына Тамерлана. Главная крепость в Дариальком ущель была разрушена, а остатки защитников ушли по туннелю. Пулад по орстхойским преданиям был потомком Воккха Пулы, его аккинцы считают одним из древнейших своих предков, его родовое село лежало под Казбеком, а сам Воккха Пул основал город на месте нынешнего Ставрополья. Одним из потомков Пулада из Дариала был Воккхал. Воккхал жил в горах Галанчожа. Дочь Воккхалы и Потомок Аккхе поженились, от них пошло черыре новых рода: кей, дзенгалой, вовгой, итаркелой.
Селение же Валерик в горах Галанчожа было основано одним из потомков Воккхалы, это был наездник и охотник по имени Валларге. У Воккхалы было много сыновей, но все они были убиты, выжил лишь один. Он присматривал за детьми своих братьев. Позже на месте аккинского поселения Дзунге на равнине в период "Изгнания князей" был разгромлен могущественный кумыкский княжеский клан Айдамировых вместе с его союзниками джелтами. Все жители горного Валерика спустились в село Дзунге и оно получило новое название Валларге(Валерик). Многие чеченцы ушли в горы в свои родовые села не признавая власть князей. В разгроме кумыкской дружины учавствовал, по преданиям жителей с. Валерик братья Дурди и Хоже(горные аккинцы). Дурди назвал своего сына Айдамиром.
По преданиям отец Хожи и Дурди под горой Мут(там собирался Мехк кхел, гора находиться в Аккинском обществе Чечни) объявил о своем желании освободить равнинные села и объявил себя формально новым Айдамиром, тем самым бросая вызов могущественным тюркам, на стороне которых стояли большие силы на Кавказе. Процесс "Изгнания князей из Чечни" был всеобщим и хорошо продуманным. "Присваивать" звания князей было традицией многих чеченцев, это делалось в случае крупных столкновей, для сторон нужен был повод начала действий. Многие из семейства кумыков Айдамировых ушли на Восток, но один из его сыновей остался. Его потомки живут в с. Валерик.
checheninfo.ru