ДАЙДЖЕСТ: |
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.
Верность дружбе и клятве у вайнахов являлась высшими проявлениями чести и достоинства и потому куначество почитается у чеченцев наравне с родством, однако отношение к друзьям еще более ответственное, нежели к родственникам. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда. Порой такая дружба нередко передавалась из поколения в поколение.
У вайнахов существовало несколько вариантов обряда побратимства. Согласио одному из них вступающие в эти отношения клялись хлебом, медью или землей, что они отныне будут "дуй биъна доттаг1ий" (друзья по клятве).
Согласно другому. желающие стать побратимами, бросали в разделенный турий рог (позднее просто в чашу) с каким-л. напитком или молоком серебряную монету, которая олицетворяла вечную и нержавеющую дружбу, и трижды пили из этого одного сосуда, принося клятву, что они до конца своих дней останутся друзьями и не будут жалеть друг для друга ничего вплоть до жизни, при этом монета оставалась у одного из друзей или отдавалась постороннему лицу.
И, наконец, третий вид заключения дружеского союза – соединение крови, для чего побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови.
Дающие клятву завершали обряд рукопожатием, тем самым скрепляя свой договор, ззатем клявшиеся стороны обменивались личными вещами /кинжалами, черкесками, папахами и т.п./,которые свято хранились и являлись своеобразным залогом нерушимости дружбы.
Горцы свято хранили выработанные веками основы и правила куначества как института, вобравшего в себя признаки и гостеприимства, и искусственного родства, олицетворявшего традиционные методы горской народной дипломатии. Обычай этот, некогда широко распространенный на Северном Кавказе, ныне почти утрачен, а выражение сохранилось до наших дней и употребляется в значении: верные, неразлучные друзья.
Тахана -тховса дуьйна сан дуй биъна доттаг1а ву-кх хьо! Дика хета суна, вайшинна вовшийн дагара хууш. /М.Мусаев. Дашо маха./
Л. Гудаев
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом