Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ.1913 - 1964 гг. От "Адмирала" до "Грозного"


Просмотров: 3 948Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.1913 - 1964 гг. От "Адмирала" до "Грозного"


А знаете ли вы, что в составе морфлота СССР долгое время находился нефтеналивной танкер (теплоход) "Грозный", названный так именно в честь современной чеченской столицы?  


Примечательно, чтот танкер имеет интересную судьбу.  К примеру, он дважды был затоплен, был в немецому плену, был в составе германского флота (тоже как танкер "«GROZNYJ»", вернулся в советский флот и даже оставил свой след в литературе. Но.., не будем забегать вперед и обо всем этом в хронологическом порядке и поподробнее...

 

Изначально это судно задумывалось как крейсер "Адмирал Свиридов" и было заложено в ноябре 1913 года на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Спущено на воду в августе 1917 года. Однако, из-за того, что крейсер был закончен не полностью, во флотилию он не попал. Из-за нехватки наливных судов на Чёрном море в 1926 г. недостроенный крейсер «Адмирал Свиридов», был переделан и переименован в танкер «ГРОЗНЕФТЬ» (Водоизмещение 6800 т. Экипаж 22 офицера и 830 матросов). Танкер мог перевозить до 10 тыс. тонн нефти, причем в качестве двигателя были выбраны экономичные дизельные моторы. Примечательно, что при перестройке с судна не сняли броню, что позволяло им работать даже во льдах.

 

Тогда же, в зиму 1926/1927 года, танкер отправился из Ленинграда в Черное море, где он и стал работать на линии Батуми, Порт-Саид и Александрия, осуществляя доставку нефтегрузов в адрес «Стандард Ойла». Валютная оплата за фрахт поступала на счета Госбанка СССР.

 

С 1930 танкер числился уже в составе объединения «Союзнефть», а с 1934 года стал эксплуатироваться в составе пароходства «Совтанкер». Порт приписки - Туапсе. В 1934 году танкер "Грознефть" был переименован в «ГРОЗНЫЙ». В 1934 году из за неполадок с дизелями превращен в несамоходную наливную баржу. В 1938 году поставлен на прикол в Мариуполе. 

 

Начало Великой Отечественной войны застало несамоходный танкер в Мариуполе, как бункеровщик. В октябре 1941 года он был затоплен в Мариупольском порту при отходе советских войск. Немцы подняли судно, отремонтировали и ввели его в состав своего флота, и тоже как как несамоходный танкер «GROZNYJ». 


Отступая под натиском советских войск, 20 сентября 1943 года немцы в Мариуполе (по приказу немецкого командования) затопили судно. А 1 июля 1944 года «Грозный» был поднят (уже вторично и уже моряками Черноморского флота), но не восстанавливался и с 1946 года использовался как бункеровочная нефтеналивная база. Летом 1952 года танкер был сдан для разборки на металл, а в конце 1964 года уже бывший танкер «Грозный» был списан с морфлота.

И последнее... Как ни странно даже сохранились кадры кинохроники (1929 г.), на котором запечатлен момент закачки нефти на это нефтеналивное судно.


 

  


Post scriptum.  Любопытно отметить, что танкер (теплоход) "Грознефть" ("Грозный") оставил свой след и в литературе. Так, в в нач. 20-х гг. в газете Известия» (1926, 30 октября) появилось небольшаяя публикация известного советского писателя и общественного деятеля из рода графа Л. Толстого -  А. Н. ТОлстого "Радиограмма с теплохода «Грознефть». А замечательные пистаели - соавторы Ильф и Петров обратили внимание на танкер в своем замечательном фельетоне "Черное море волнуется"  (1934 г. г-та "Правда", 1934, No 272).


Ильф и Петров. Фельетон "ЧЕРНОЕ МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ"  1934  г.  (отрывок)

 

Иван Александрович нервно подписывал бумажки и смотрел в окно. Из порта медленно выходил длинный черный танкер. 

-- Плавают, -- с неудовольствием сказал Паник. -- Хорошо капитанам. Борются себе с морской стихией и горя не знают. А ты сиди в закрытом помещении и руководи. И не просто руководи, а по-новому руководи. Это кто выходит на рейд? Какой пароход? 

-- "Грознефть", Иван Александрович. 

-- "Грознефть", -- повторил Паник. -- Разве это название -- "Грознефть"? Это просто невозможное название, какое-то мрачное, длинное. Трудно даже выговорить -- "Грознефть"! Нет, этого так оставить нельзя. 

Иван Александрович вышел из-за стола. И тут наступил момент, который надолго останется в истории советского нефтеналивного флота, -- глаза И.А. Паника заблестели. 

-- Дайте-ка сюда списки, -- сказал Паник. 

-- Капитанов? 

-- Нет, пароходов. Ну, ну, посмотрим. Ой, какие ужасные названия! "Союз металлистов", "Союз горняков", "Эмбанефть", "Советская нефть"... Нет, товарищи, надо работать по-новому. Это никуда не годится. Все к черту переименовать! Пишите: "Грознефть" переименовать в "Грозный". Короче и красивей. 

-- У нас "Грозный" уже есть. 

-- Ах, есть? Тем лучше. Тогда "Грозный" мы тоже переименуем. Пишите: "Грознефть" в "Грозный", а "Грозный" -- тоже в какой-нибудь город. Например, в "Ялту". Записали? Пойдем дальше. Что у нас там? 

-- "Нефтесиндикат". 

-- "Нефтесиндикат"? -- закричал Паник. -- А вот мы его сейчас кэк трахнем! Тут нужно что-то светлое, лазурное, бодрое, жизнерадостное, куда-то зовущее. Ну, ну, думайте. 

 

Л. Гудаев




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"