ДАЙДЖЕСТ: |
Мы решили спросить экспертов о впечатлениях от Послания, а также о чем умолчал глава республике в своей речи. Многие эксперты не захотели дать публичную оценку выступлению Васильева. Хотя чиновники традиционно поспешили в тот же день расхваливать, впрочем, как это делали при предшественнике, каким положительным было Послание.
Деньга Халидов, политолог, общественный деятель
— Послание главы Дагестана Владимира Васильева впечатляет. Видно, что он старается и чувствует ответственность перед республикой, перед президентом страны, который его направил в Дагестан. По тем направлениям, которые ему хорошо знакомы, он достаточно убедителен. Это рациональное расходование бюджетных средств при строительстве объектов социальной инфраструктуры. Наводится порядок, чтобы деньги не растекались и не разворовывались. И конечно, это борьба с коррупцией. Убедителен он был и в том, что касается энергетики — газового хозяйства и электроснабжения. Накопившиеся здесь долги созданы искусственно, мы знаем, кто их создавал и каким образом они накапливались. И об этом говорил В. Васильев.
В Послании главы РД прозвучало, что в республике создаются условия для подлинного развития, к нам идут инвесторы. Это, так сказать, первые ласточки того, что предприниматели начинают верить власти, верят в то, что она не будет их обкладывать откатными схемами и дополнительными взносами из своих меркантильных соображений. И это хорошо, но результатов придется ждать, не все сразу.
Поэтому первое впечатление от Послания главы РД позитивное. Но его нужно дополнительно изучить, сравнить с Отчетом председателя правительства Артема Здунова, а также с критическим докладом «500 дней Васильева», подготовленным инициативной группой «За новый Дагестан». Правда, мне не совсем понятно, почему глава РД выступил с отдельным Посланием, а Отчет правительства прозвучал ранее на сессии Народного Собрания РД, хотя по Конституции РД (ст. 68 и 78) это должен быть один документ.
В этом же докладе эксперты группы «За новый Дагестан» пишут о том, что не было сделано новой командой. И приводимые ими цифры достаточно убедительны. Так, самая маленькая бюджетная обеспеченность среди регионов страны (на одного жителя) именно в Дагестане — 32 тыс. рублей в год. Это нетерпимая ситуация. В соседней Чечне, к примеру, 58 тыс. руб., в Ингушетии — чуть более 50 тыс. руб., в Калмыкии — 48 тыс. руб., в Северной Осетии — 40 тыс. руб, а в СКФО в целом — 40 тыс.руб. (??!). Это как понимать? Далее, просроченная задолженность по зарплате (без малого предпринимательства) за последние два года выросла на 50% и составила на 1 февраля 2019 г. более 48 млн руб. В Дагестане самые низкие среди регионов страны зарплаты. Ну и т. д., хотя не со всеми выводами экспертов (в докладе «500 дней Васильева») можно согласиться. Нельзя от генерала МВД на посту главы республики требовать решительных прорывов в экономике и социальной сфере. Демонтируя порочную систему, он делает то, с чем хорошо знаком по прежней своей деятельности. Поэтому, сравнивая Послание главы РД и данные из доклада группы «За новый Дагестан», я склоняюсь к «золотой середине». Не увлекаясь ни излишними похвалами, ни критикой.
Владимир Васильев дает понять, что он пытается сломать сложившуюся в республике систему, которая складывалась десятилетиями, и добиться, чтобы федеральные и республиканские бюджетные средства использовались рационально, без «левых» схем, и в то же время заставлять всех производителей товаров и услуг платить налоги.
Но хочу заметить, что налоговые и муниципальные органы, стремясь обеспечить налоговые поступления всеми правдами и неправдами, зачастую могут перегибать палку. И малый бизнес, созданный с нуля без всякого участия государства и при помощи братьев, друзей и односельчан, не выдерживает конкуренцию и вынужден прекращать свою деятельность. Уже есть много фактов в Хасавюрте, Карабудахкентском районе и других МО, где владельцам предприятий пришлось закрывать свой бизнес, потому что не выдерживали налоговой нагрузки.
Послание Владимира Васильева, в отличие от выступлений его предшественника Рамазана Абдулатипова, не содержало шуток и не вызывало улыбок у присутствующих в зале
Еще один момент касается инвесторов со стороны. Инвестор инвестору рознь. Если бизнес, скажем, крупные розничные сети (как правило, транснациональные компании, которые репатриируют прибыли куда подальше: в Париж, Нью-Йорк или С.‑ Петербург) идет в Дагестан за длинным рублем, то такие компании нам не нужны. Это может привести к разорению нашего мелкого бизнеса. Сети сначала демпингом цен привлекают к себе покупателей, а потом, когда мелкий бизнес закрывается, устанавливают монопольные цены. Дагестанцы очень предприимчивы, пусть они, может быть, не аккуратны в налогах или в чем-то еще, но для них это дело всей жизни. Это образ жизни многих тысяч людей, за ними их семьи, в итоге речь идет об интересах многих десятков тысяч людей.
Поэтому в Дагестане нужны такие инвесторы, как Роснано (или Ростсельмаш и пр.), которые готовы создавать у нас рабочие места по системе аутсорсинга — перепоручать региону производство неких агрегатов и узлов. Или инвестор, который готов вложиться в переработку сельхозсырья, в развитие туризма и рекреационных комплексов. Такой инвестор должен приветствоваться. Это и есть подлинное развитие.
Требовать от Васильева впечатляющих результатов за 500 дней было бы не совсем справедливо и корректно. Нужна еще пара лет. Да, правительство в прошлом году не смогло вовремя освоить 10 миллиардов рублей, и деньги были возвращены в федеральный бюджет. Но В. Васильев — не экономист, а по свидетельству опытных экспертов, не один год проработавших на высоких должностях в правительстве, эти деньги можно было «раскидать» по другим статьям расходов для закрытия бреши в бюджетах районов, городов или различных ведомств. Для этого достаточно было созвать Народное Собрание и внести изменения в бюджет РД. Будем надеяться, что впредь таких ляпов не допустят.
В целом же, если беспристрастно подсчитать все «плюсы» и «минусы», то положительных изменений, связанных с деятельностью главы республики, окажется больше.
Эдуард Уразаев, политолог
— Послание вызывает противоречивые впечатления. Но в целом его можно оценить положительно. Хотя бы за то, что оно состоялось и мы лучше можем понимать, что делает наша республиканская власть.
В Послании был сделан большой упор на социальную сферу. Это тренд, который пойман с федерального уровня. В этом году республика получит значительно больше денег, и их надо рационально расходовать. Судя по выступлению Васильева, он знает, куда их расходовать, и есть определенный набор объектов, планов, программ. При этом он вновь напомнил чиновникам и общественности о том, как воровались и расхищались деньги до недавнего времени, а теперь за такие же суммы денег решат ряд дополнительных проблем. И дагестанцы получат больше услуг и социальных объектов.
Еще одним позитивным моментом можно считать заявление о продолжении борьбы за очищение власти, и те, кто будет пытаться воровать, будет привлекаться к ответственности. В самом докладе было много цифр, они сопровождались инфографикой. Наглядно показывалось, чего больше будет построено, например, сколько построят объектов водоснабжения, школ, детсадов, спортзалов, объектов здравоохранения и инженерной инфраструктуры. Также был обещан рост заработной платы бюджетников и социальных пособий, оказание материальной поддержки ряду категорий граждан — инвалидам, многодетным семьям. Для этого будет переформатироваться бюджет. Тем самым латаются «дыры» в социальной сфере, которые образовались за долгие годы.
Вместе с тем есть некоторая неудовлетворенность от того, что не было в выступлении сказано о повышении стоимости проезда в махачкалинских маршрутных такси. Он акцентировал внимание лишь на необходимости наведения порядка и перехода на московские формы обслуживания в сфере перевозок. И получается, что это будет происходить за счет пассажиров. Тем самым он поддерживает крупные транспортные компании, которые устанавливают монопольную структуру с наймом водителей. Не объясняется, как будет эта трансформация происходить. Но воспринимается все это пока больше с негативным подтекстом. Фактически, он одобрил рост цен без должных разъяснений и обоснований. Поэтому в положительном итоге я не совсем уверен.
Еще одна тема, которая вызвала вопросы, — это защита предпринимательства. С одной стороны, он отметил, что отношение к предпринимателям будет как к «священной корове», но с другой стороны — не было ничего сказано о том, как будет обеспечиваться позитивный климат для них. Он все время призывает чиновников не «кошмарить» бизнес и не воровать деньги. Но почему-то это не звучит в адрес руководителей территориальных управлений федеральных ведомств и контрольно-надзорных органов. Именно они преимущественно имеют свою мзду от предпринимателей, и это является дополнительным обременением для них помимо официальных налогов и платежей. Ведь им приходится платить и в казну, и проверяющим в личный карман.
Не был также раскрыт вопрос и о создании рабочих мест. Васильев провозгласил тезис, что нужно создавать дополнительные рабочие места, но как и за счет чего это будет делаться — не сказал. Между тем рабочие места создаются в основном частным сектором, предпринимателями, но им для этого нужен хороший инвестиционный климат. В этом плане мы услышали лишь обещания. Не была затронута и тема социально-культурных конфликтов, периодически возникающих в связи с приездом различных артистов. И в этом контексте не было сказано ничего ни о молодежной, ни о национальной, ни о миграционной политике. Только было сетование, что в одном из районов обнаружили 80 вьетнамцев и 40 узбеков. Но сетовать мало, надо подумать о том, почему у нас по 10–12 тысяч в год получается отрицательное сальдо миграции.
Важным вопросом для дагестанцев является то, что Владимир Васильев по-прежнему опирается на ту политическую систему, на ту вертикаль власти, которую выстроил Рамазан Абдулатипов. Поэтому о кадровой политике было много сказано, но ничего нового. Действительно 40 победителей управленческих конкурсов трудоустроены, но это капля в море. У нас на муниципальном и республиканском уровнях порядка двух тысяч руководителей низшего, среднего и высшего звена. Васильева удивило, что один из глав не разбирается в тендерах и организации работы по реализации различных программ. Но для нас ничего в этом удивительного нет. В свое время много подобного рода безграмотных людей попали в органы власти. Поэтому нужно была серьезная чистка, но, к сожалению, он ограничивается точечными изменениями. А попытка заставить работать честно тех, кто был приведен во власть еще при Рамазане Абдулатипове, вызывает сомнения в успехе. Глава республики не упомянул также о роли некоммерческих организаций и политических партий. Получается, что он опирается лишь на «Единую Россию», которая имеет монопольное положение во всех органах. Станет ли эффективнее такая политическая система, большой вопрос.
Дело в том, что выстроенная патерналистская система на федеральном и республиканском уровне, как показывает практика, может быть эффективной в очень ограниченный период. Дальше должны работать факторы соучастия граждан, предпринимателей и общественных организаций в делах власти. Было объявлено, что для поддержки местных инициатив будет выделено 200 миллионов рублей. Это в русле общей федеральной программы поддержки некоторых инициатив граждан, которая предусматривает софинансирование. То есть граждане вкладывают свои деньги и им помогают из республиканского или муниципального бюджетов. 200 миллионов для трехмиллионного Дагестана — это небольшие деньги, и с помощью них государство может устранить какие-то мелкие недочеты. Тем не менее это позитивное новшество.
Исалмагомед Набиев, правозащитник, общественный деятель, председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей
— Послание в целом мне понравилось. Не было официоза, текст был содержательный, а само изложение было интересным. Приводились конкретные примеры, видно, что глава Дагестана знает о существующих проблемах. Больше всего запомнилось высказывание о том, что до этого шло очищение поля для инвестиции. Потому что при том положении, в котором мы находились, ожидать инвестиций не приходилось. Но сейчас все изменилось.
Но общее впечатление от выступления было немного испорчено частью о транспорте. Я так предполагаю, что он не владеет полной ситуацией и ему заинтересованные лица преподносят информацию в извращенном виде. Как можно понять то, что глава республики фактически занимается не ведением государственной политики в области транспорта, а патронирует отдельно взятый субъект, бизнес-структуру? Это очень опасное явление. Потому что в таком случае эта структура оказывается выведенной и из налогообложения, и другого контроля. Ни федеральные, ни республиканские, ни муниципальные структуры не посмеют каким-либо образом поставить под государственный контроль такие хозяйствующие субъекты. То есть большой разницы между тем, что было раньше, когда МУП «Махачкалатранс» контролировалось мэром Махачкалы, и сейчас, когда «Третьему парку» покровительствует глава республики, нет. Понятны мотивы. Это связано с желанием, чтобы в республике был прозрачный автоперевозчик, который стабильно платил бы налоги и мог бы стать примером выведения из «тени» экономики республики. Но в Дагестане бизнес быстро приспосабливается к среде, быстро начинает пускать корни и в конечном итоге это приводит к обратному для республики и ожиданиям главы результату.
Мы также попросили пресс-службу главы и правительства предоставить для публикации мнение двух экспертов, которые, на их взгляд, наиболее полно смогут отразить суть послания. В качестве спикеров от власти выступили Зубайру Зубайруев и Ильман Алипулатов.
Ильман Алипулатов, политолог, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, член Общественной палаты РД
— Глава Дагестана Владимир Васильев в Послании Народному Собранию РД подвел итоги деятельности органов власти за последние полтора года, проанализировал положение дел практически во всех сферах нашей жизни, обозначил конкретные задачи развития республики.
Проблемы воспитания и гармоничного развития детей, подростков, молодежи касаются всех и каждого. Вот почему всем нам надо системно, целенаправленно и настойчиво заниматься решением этих актуальных вопросов. В Дагестане остро стоит необходимость строительства дошкольных учреждений, школ, учебных заведений начального профессионального образования. В Махачкале, по подсчетам специалистов, сейчас не хватает 32 тысяч мест в детсадах и 25 тысяч в школах. Катастрофически не хватает в городах и районах республики детских поликлиник. И, разумеется, руководители Дагестана работают над решением этих актуальных проблем.
Хочется пожелать, чтобы все положения и выводы, изложенные в Послании, не остались бы просто декларацией, а в самое ближайшее время были претворены в жизнь.
Зубайру Зубайруев, начальник Управления Администрации Главы и Правительства РД по информационной политике
— У главы Дагестана есть понимание того, что задачи, которые поставлены перед руководством республики Президентом России — в кратчайшие сроки обеспечить высокую динамику развития региона и вывести его на среднероссийские показатели, — очень непростые. Ведь деформация за последние годы и десятилетия проникла во все сферы нашей жизни.
Подобные проблемы только усилиями органов исполнительной власти не решаются, что Владимир Абдуалиевич также прекрасно осознает. И здесь с особой актуальностью встает вопрос о консолидации общества вокруг решения серьезных, ответственных задач. Поэтому в своем Послании глава Дагестана, как можно было видеть, снова и снова объяснял свою позицию: ему важно было четко обозначить приоритеты, доходчиво транслировать их. Он не провозглашал те или иные тезисы, а привлекал аудиторию к размышлению, диалогу, а, главное, к участию в последующей совместной работе. И это, пожалуй, действительно единственная возможность достичь успеха. Там, где объединяются власть, институты гражданского общества, народ, можно решать любые задачи.
Важно и то, что в Послании говорится о необходимости поддержки местных инициатив. Уверен, эта мера позволит решить множество насущных вопросов в наших муниципальных образованиях.
Не менее значимой считаю и затронутую главой республики тему открытости власти и участия средств массовой информации в инициировании, обсуждении и, тем самым, в решении проблем, волнующих граждан, общество в целом.
ИНГУШЕТИЯ. Работающих в Запорожской области специалистов поощрили в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Боксер из Ингушетии - в финале Всероссийских соревнований
ИНГУШЕТИЯ. В населенных пунктах Ингушетии улучшают качество электроснабжения
ГРУЗИЯ. Драка в ЦИК Грузии - подведение итогов выборов стартовало в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Илия II поздравил "Грузинскую мечту" с победой на выборах
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет