ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченский просветитель Атабай Атаев был родом из села Чунгарой-Эвла. Атабай в детстве получил хорошее образование, будучи взрослым, он считался видным ученым, писал труды на арабском языке. В числе известных учёных (алимов) Абдурахман из Газикумуха называл и Атабая.
Атабай Атаев в имамате Шамиля был наибом, мудиром. Известно, что Атабай 12 декабря 1845 года был назначен Гехинским наибом. До августа 1846 года он стоял во главе Гехинского наибства (Малая Чечня), затем его сменил М. Анзоров. В должности наиба А. Атаев участвовал в подготовке похода Шамиля в Кабарду в апреле 1846 года. С августа 1846 года в течение нескольких лет он являлся мудиром (старшим наибом, объединившим под своей властью несколько наибств) Малой Чечни, а затем – приближенным Шамиля .
У Атабая в мудирстве было значительное количество перебежавших к нему русских и польских солдат и офицеров, он создавал им все условия для жизни, отдельные из них, приняв ислам и женившись на чеченках, вели образ жизни, как у горцев, другие продолжали жить по христианским законам, привозили себе жен из-за кордонной линии, строили часовни, церкви, дома и жили свободно. Атабай говорил им: «У всех народов на земле Бог один, а называют Его они по-разному, живите и Бога своего не забывайте». Атабая любили и уважали как пленные, перебежчики, так и мусульмане, прибывшие в Чечню из других мест. Это был не только богобоязненный и благородный человек, но и глубокий ученый и интернационалист. Кроме родного чеченского, он знал арабский, кумыкский, аварский и русский языки. Русские перебежчики и пленные говорили о нем: «Нам хозяин Атабай-мулла самый справедливый»; «Атабай без вины не накажет, человека в беде не оставит» .
После сдачи Шамиля в плен, Атабай еще продолжал возглавлять сопротивление горцев. Раненый, он был взят в плен. Позже Атабай Атаев пошёл на службу к русским властям (так сделали многие чеченские наибы), исполнял обязанности муфтия и судьи в Ханкале. В годы Кавказской войны по его приказу казнили многих чеченцев, родственники которых, в силу кровной мести, желали ему смерти, а доступ на Ханкалу для них был закрыт. Семья А. Атаева проживала по соседству с местом его работы.
С началом всеобщего Аргунского восстания 1860-1861 гг. в Чечне Атабай Атаев возглавил его вместе с Умой Дуевым. В середине декабря 1861 года руководители восстания вынуждены были сдаться. Атабай Атаев сдался 14 декабря в укреплении Шатой, а Ума Дуев явился туда же на следующий день, с готовностью умереть, но, прося помилования у власти за тех, кого он увлёк в вооружённом сопротивлении. В результате подавления восстания Атабай Атаев был выслан в Псковскую губернию, но не в качестве арестанта, а на поселение, под строгий надзор полиции.
Город Порхов (Псковской губернии) по предписанию министра внутренних дел (№ 271) от 22 декабря 1861 года был назначен местом жительства «главы мятежников в Малой Чечне и Аргунском округе чеченцу Атабаю Атаеву». В Порхове Атабаю ежедневно выдавали по 30 копеек серебром, а членам его семьи и слугам по 10 копеек на человека. Также за счёт казны для них арендовалось помещение. Находясь в Псковской губернии, Атабай переписывался с родственниками. В Фонде № 20 Канцелярии псковского губернатора Государственного архива Псковской области сохранились два письма: Атабая и его сына Ахмеда, переведенные с арабского языка . Когда А. Атаев, вместе с Умой Дуевым, был проездом в Смоленске, оттуда он тоже написал письмо сыну: «Я в Смоленске, - сообщал он, - здесь много мусульман. Я не имею ни в чём недостатка, кроме возвращения к Вам. Я вполне доволен щедростью здешнего русского народа…Образ их жизни чрезвычайно удивителен и различные их благодеяния не могут быть выражены словами и описаны пером. Весёлость жизни здесь лучше, нежели там».
Во время пребывания Атабая в городе Порхове, он был приглашён в гости к сестре полковника Баралевского, на которую произвёл неизгладимое впечатление. Сам полковник не мог нахвалиться его добрыми качествами. В 1862 году А. Атаев подал прошение начальнику Терской области Д.И. Святополк - Мирскому: «Мы знаем, - писал он, что ключ нашего возвращения на родину, только в Вашей руке. По этой причине мы избрали Вас между прочими Начальниками и явились к Вам безусловно. Настоящее письмо Вашего Сиятельства мною получено. Содержание его и смысл обрадовали и возвеселили меня и я расцеловал оное с удовольствием, прочитывая его при том несколько раз» . Однако Атабаю в возвращении на родину было отказано, так как высшее кавказское руководство опасалось, что «…он, будучи грамотным и уважаемым среди мусульман человеком, будет претендовать на должность, а, получив власть, снова может встать во главе нового восстания горцев…».
По предписанию министра внутренних дел П.А. Валуева Атабая перевезли из Псковской губернии на поселение в город Касимов, Рязанской губернии (там жили мусульмане и была мечеть), хотя первоначально предполагалось из Порхова перевести его на жительство в Казань, но посчитали это нецелесообразным, т.к. там мусульманское население превышало остальное . А. Атаев, находясь в Касимове, снова подал прошение, в котором изъявил желание поселиться в Петербурге и иметь при себе прислугу из мусульман; получать от 25 до 30 рублей содержания в месяц (вместо 14 рублей) и попросил определить своего сына на императорскую службу . Но получил отказ. Могила известного учёного-арабиста Атаби Атаева, из тейпа балой, находится в городе Пскове, он так и не смог вернуться на родную землю.
Чеченцы бережно хранят в памяти образы своих героев, в том числе и Атабая Атаева, первого человека на Северном Кавказе, сумевшего договориться с российскими представителями об издании газеты на арабском языке в тяжелые, послевоенные годы
ГРУЗИЯ. На границе Северной Осетии и Грузии построят склады для хранения товаров
КЧР. Рашид Темрезов: Юные жители Карачаево-Черкесии словом и делом поддерживают бойцов СВО
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ предотвратила теракт на Балаклавской ТЭС в Севастополе
Как лицам, получившим паспорт России за рубежом, не лишиться гражданства из-за присяги