ЧЕЧНЯ. Атабая Атаева в Чечне знают, как уроженца аула Чунгарой-Эвла, наиба и мудира Северо-Кавказского имамата. Чеченскому просветителю повезло с детства, по тем временам далеко не каждый горец мог получить достойное образование. Став взрослым, Атабай не потерял стремления к изучению нового, завоевав популярность видного ученого. На протяжении всей своей жизни наиб писал труды, используя арабский язык.
Известен факт служения Атабая Атаева Шамилевскому имамату. Он же принимал участие в подготовке военного похода горской армии Шамиля в Кабарду. В 1846 году Атабаю удалось объединить под своим правлением ряд наибств Малой Чечни, после чего он стал советником предводителя горского движения.
Про Атабая говорят, как про «справедливого хозяина мулла». Находясь в мудирстве, он взял под свой покров и защиту много русских солдат и офицеров, призывая к достойной жизни и вере. Он стремился к созданию нормальных условий для людей. Многие из русских уверовали в Аллаха, женились на чеченках и вели горский образ жизни, переняв традиции народа. Другие продолжали верить в «христианского бога», на что Атабай говорил: «У всех, кто проживает на земле — есть один Бог. Но каждый народ дает своему Богу свое название. Живите достойно и Бога своего чтите».
Мудира любили, принимая его советы, как человека богобоязненного и благородного, глубокого ученого, ведающего несколькими языками. Приближенные, русские пленные и перебежчики, остальное горское мусульманство, все, кто прибывал в Чечню с других земель, проявляли к Атабаю уважение. О нем говорили, как о человеке, который «без вины не накажет и в беде не оставит».