Вайнахский народ из поколения в поколение воспитывался на этих преданиях, мифах, легендах. Они оказывали и оказывают громадное влияние на воспитание в людях высоких нравственных, духовных качеств, таких, как честность, справедливость, милосердие, отвага, бескорыстие, трудолюбие, любовь к Всевышнему и другие.
Такие легенды и предания, как "Цена подаяния", "Цена хлеба", "Ласка для сироты", "Почтительное отношение к мужу", "Вы достойны друг друга", "Сердце матери", "Непоколебимость веры", "Советы Идриса", "Гостей не разделяют", "Ответ могилы", "Не будь жестоким", "Говори правду", "Верность пророку", "Кто справедливее?", "Какова мать, таково и потомство", "Юноша и змея", "Рука матери" и другие смело можно назвать шедеврами общечеловеческой мудрости. Они могли бы войти в антологию всемирного фольклорного творчества.
Бесспорно, на эти шедевры ещё будет обращено внимание, и это явится ещё одним подтверждением тому, что чеченский и ингушский народы не только не стояли и не стоят в стороне от развития высокой духовности, но в отдельных случаях превосходят своей глубокой мудростью, силой художественного воображения.
Возможно, что кое-кто из ортодоксального духовенства попытается поставить под сомнение, стоит ли вообще вспоминать легенды и мифы, не совпадающие полностью с текстами Корана и достоверными хадисами. Думаем, что стоит, ибо это — часть духовного наследия нашего народа. Причём, часть весьма существенная и значимая, ибо как по времени, так и по сути, этот период был историческим для чеченского и ингушского народов в переходе от язычества и христианства к исламу.
Религиозные легенды и предания ясно показывают нам пути и ориентиры, двигаясь по которым наши народы, приняв ислам, получили как бы новое истинное духовное рождение.