АЗЕЙРБАДЖАН. Характерной чертой практически всех видов психических отклонений является то, что подверженные их разрушительному воздействию люди склонны считать себя полностью адекватными и очень импульсивно относятся даже к малейшим намекам на наличие у себя проблем психофизиологического свойства. Как известно, такие индивиды невероятно агрессивно реагируют на диагноз и предложение о лечении и в подобных ситуациях встречно приписывают всему миру собственную болезнь.
Может быть, сравнение само собой не корректно, но что-то подобное происходит и на уровне массового сообщества, если оно подвержено опасности воздействию на свое собирательное сознание каких-нибудь симптомов, весьма схожих с психическими отклонениями. Например, патология армяноненавистничества вкупе с комплексом
неполноценности определенно подвели уже ощутимую часть азербайджанского общества к черте, за которой может стать ребром проблема полного разрушения массового психического здоровья народонаселения этой республики. Причем, здесь наблюдаются совершенно одинаковые с приведенным выше примером симптомы агрессии и истерики при упоминании этому обществу о неадекватности его массового сознания. Весь мир болен и неадекватен, коли не понимает азербайджанской паталогической ненависти к армянам и считает ее предтечей опасных тенденций помутнения массового сознания: приблизительно так реагируют в Азербайджане на призывы извне и изнутри остепенить захлестывающие негативные эмоции в отношении одного только упоминания об армянах. И даже самая осторожная критика армянофобии вызывает в азербайджанском обществе негативную реакцию.
С другой стороны, азербайджанское обществo чрезвычайно болезненно относится к оценкам извне его социальной структуры, традиций и ментальности, если в этих оценках присутствует хоть ничтожный намек на критику или безобидное непонимание.
Объективное восприятие своего характера, включая изъяны, которые, кстати, свойственны любому народу или социуму, мягко говоря, не пользуется в азербайджанском обществе большой популярностью, а если критическое мнение звучит со стороны, то это вообще вызывает взрыв негодования и жестокую травлю в отношении «обидчиков». Эта откровенная черта комплекса неполноценности общества, таящего в себе глубокую убежденность в ущербности своего ментально-культурологического облика.
На днях в Азербайджане опять наглядно продемонстрировали то, как массовое сознание общества подвержено патологии армянофобии и комплексу неполноценности. В июне сего года российский информационный портал lenta.ru опубликовал очередную заметку журналиста Константина Дворецкого из цикла его публикаций «Как живут и развлекаются женщины в разных странах мира». Забегая вперед, отметим, что автор строит каждую свою заметку на основе интервью, взятых им у нескольких представительниц прекрасного пола, которые рассказывают о нравах и характере своих соотечественниц, а также повествуют о социальной жизни, обычаях и традициях своего народа. То есть, Дворецкий совершенно не вносит в публикацию отсебятину, а, повторимся, лишь цитирует женщин, охотно делящихся секретами о жизни и интересах слабого пола в той или иной стране.
И вот, в июне на «Ленте» вышла очередная заметка, на этот раз о женских буднях в Азербайджане. Надо сказать, что резонанс публикации был настолько бурным и скандальным, что редакции пришлось спешно удалить ее с сайта и под давлением так называемой «азербайджанской общественности» попросить прощения у нее же. Следует заметить, что такой казус случился впервые с циклом Дворецкого, ибо до этого ни одна из десятков его заметок не была встречена подобным скандалом и угрозами подать в суд на журналиста, устроить ему самосуд, словом, по любому наказать «за унижение чести и достоинства целого народа».
Так чем, собственно, задел Дворецкий честь азербайджанского народа и унизил его достоинство? Естественно, самой публикации Дворецкого мы в сети уже не нашли, однако вместо того обнаружили другую статью за авторством азербайджанской журналистки из minval.az Яны Мадатовой, вернее, не статью, а пасквиль, в котором есть цитаты из заметки Дворецкого, наиболее возмутившие весь «азербайджанский мир». Приведем лишь несколько из них.
Итак, азербайджанский народ и Яну Мадатову возмутил, прежде всего, принцип разделения Дворецким азербайджанских женщин на «городских светских львиц» и «замученных тружениц». Мадатова так выдавливает из себя изумление, как будто бы классификация Дворецкого относится не к Азербайджану, застрявшему, особенно благодаря своим регионам, во мраке «женоборческого» средневековья, а, скажем, ко княжеству Монако. Далее Мадатова сокрушается и высказывает недовольство по поводу упомянутых Дворецким сельских традиций с выданьем девушек замуж по сговору родителей наперекор их воле. Она так брезгливо цитирует приведенную российским журналистом традицию «енгя» с «экспертизой» свекрови и соседок на предмет девственности невестки, что кажется, якобы, Яне Мадатовой вовсе не известен этот бренд азербайджанского сельского брака, как не известны повсеместные случаи сватовства зрелых азербайджанских мужчин к тринадцати – четырнадцатилетним детям. Благо, что Дворецкий не упомянул ставшие головной болью Азербайджана родственные браки с двоюродными братьями, не то бы достопочтенная минвалазовская дама наверняка бросилась бы в магазин за топором, а затем в авиакассу за билетом в Москву.
Но более всего у Мадатовой вызывает приступ истерики описание российским журналистом нравов и досуга «городских светских львиц» Азербайджана. Дворецкий пишет: «Обеспеченные дамы в крупных городах устраивают шумные вечеринки, где алкоголь течет рекой, не вылезают от косметологов и заводят молодых любовников под носом у мужа… Внешне они продолжают соблюдать все нормы и традиции, а на самом деле заводят молодых любовников и хвастаются ими друг перед другом… Азербайджанские женщины, живущие в крупных городах, обожают тусоваться, спускают бешенные суммы денег на алкоголь, сигареты, дорогую одежду, содержание любовников и всевозможные косметические процедуры».
Как говорится, из песни слов не выкинуть. Но все дело в том, что это описание приведено Дворецким со слов его собеседниц-азербайджанок, кому передергивать факты и лгать нет резона. Получается, что они просто великолепно осведомлены о «высокосветской» бакинской жизни и хорошо знают, что описанные нравы имеют повальный характер.
Однако, учитывая это, даже мы, находящиеся с азербайджанским народом мягко говоря не в дружественных отношениях, смеем предположить, что приведенная цитата не может относиться ко всем богатым бакинкам. Наверняка, их ощутимая или даже может быть большая часть ведет весьма целомудренный образ жизни, хотя бы по части внебрачных связей. И наверняка тот же Дворецкий не имел цели всех подвести под одну гребенку, а лишь выпукло обозначил пороки определенной части упомянутого, так сказать, контингента.
Но, не тут-то было. Яночка Мадатова, как и впрочем, азербайджанское общество, воспринимает эти слова, как оскорбление всего народа или как личное обвинение и принимается истерично поливать грязью Дворецкого за «заказ», за ангажированность, за бессовестную ложь и т.п.
Возникает вопрос. С чего бы? Ведь эта та самая Яна Мадатова, авторские интересы которой сформировались вокруг темы о бытующих нравах в Азербайджане и необходимости поднятия уровня гражданского, социального и нравственного сознания азербайджанского общества. За долгие годы своей журналистской деятельности она напечатала сотни, если не тысячи статей об ущемлении прав азербайджанских женщин, о женском трафикинге, о повальной проституции в Баку, о тысячах азербайджанских «ночных бабочках» в Турции и ОАЭ, о проблеме насильного замужества девочек – недорослей, о фактическом инцесте в браках, о сексуальном насилии в семьях, о поведении в эфире на грани порнографического фола азербайджанских эстрадных певичек и шоу-звезд… Много еще о чем подобном. И теперь Мадатова в своей статье буквально линчует Дворецкого, в то время как его пересказанные со слов азербайджанок же цитаты на фоне откровений самой же мадам Яны о бытующих в Азербайджане нравах кажутся совершенным пустяком.
Так с чего бы?
А все дело в том, что незадолго до заметки о женщинах в Азербайджане Дворецким был уже опубликован аналогичный материал о женщинах Армении. Благо, его мы обнаружили и приведем здесь цитаты, которыми воспользовалась и сама Мадатова, дабы показать, как, якобы, намеренно «благоговейно» описал Дворецкий армянских женщин, и как «лживо очернил» азербайджанок. Оказывается, весь сыр-бор, затеянный Мадатовой, равно как и взбунтовавшимися против заметки Дворецкого ее соотечественниками, был из-за армянок, которые то ли в силу объективной реальности, то ли по какой-либо иной причине получились в заметке российского журналиста намного «симпатичнее» азербайджанок. Однако, опять же, напомним, что и тут Дворецкий, будучи верным своему принципу, при составлении характера армянок пользовался в основном рассказами представительниц слабого пола нашей национальности.
«Армянки, - пишет Дворецкий, - очень начитанные, образованные и интеллигентные. Именно поэтому многим из них по всему миру удалось добиться нереальных высот в моде, культуре и медицине». Далее: «Они по-прежнему стараются выходить замуж девственницами, чтят традиции и слушаются мужа и его родственников. Любят застолья, прекрасно готовят и следят за модой». И еще к примеру: «В 2015 г. опрос общественного мнения показал, что армянки признаны самыми сексуальными девушками в мире. Такой выбор не случаен: от природы армянки обладают соблазнительными формами, прекрасными густыми волосами».
Ну и далее в подобном роде. Естественно, Дворецкий не обошел и тему традиционных армянских обычаев с проверкой простыней после первой брачной ночи, проблемы мужской неверности в Армении, подробностей на счет упрямства и вспыльчивости армянок и тому подобное. Однако минвалазовскую журналистку как кипятком ошпарили именно выше цитированные предложения, от которых она взъерошилась и зашипела (даже неудобно говорить такое про даму, однако…). Слепая зависть от позитивных характеристик армянок так задевает Мадатову, что она, начисто позабыв о журналистской этике, а также о банальном женском достоинстве, с манерами сварливой базарной бабы принимается хаять и оскорблять армянок. Дескать, всем известно о том, что проституция – это традиционное занятие армянок, что им свойственна сексуальная распущенность и всякое тому подобное. В конец она договаривается до того, что Дворецкому лучше описывать низменные нравы российских женщин, и что при составлении характера азербайджанок данные он черпал вовсе не из уст азербайджанок. Здесь она наверняка имеет в виду армянок, которые, якобы, выдали собственные нравы за азербайджанские.
В целом, вместо ответной статьи у Яны Мадатовой вышел классический пасквиль, переполненный мандража, желчи и сплетен. Словом, приходится в очередной раз констатировать степень повального засорения сознания азербайджанского общества армянофобией и комплексами ущербности, раз уж даже «интеллигентка», «умница», «милашка» (так ее часто называют азербайджанские читатели в своих комментах) Яна Мадатова опускается до подобного уровня. Поди объясни умнице, милашке и интеллигентке, что проститутка – она и в Африке проститутка, а целомудренная женщина – будь она армянка, азербайджанка или женщина из племени готтентотов – есть просто нормальная женщина. Поди убеди, что наличие в Азербайджане проблемы измен мужьям уж никак не связано с коварными происками армян, и наоборот. Поди докажи, что проблема нравственной деградации нации - есть преимущественно понятие прикладное, и эта деградация не перестанет быть только из-за того, что ее уперто скрывают или приписывают ненавистным соседям.
Словом, ситуация с массовым помутнением сознания азербайджанского общества, к сожалению, катастрофическая. Модель поведения и дискуссии по принципу «сам дурак» в Азербайджане уже давно возведена в степень императивного образа мышления, симптоматично определяющего уровень восприятия реальности.
Впрочем, надо заметить, что эта напасть коснулась еще не всех без исключения. И слава Богу. Вот скажем один из азербайджанских читателей яниного пасквиля, не в пример иным, оставившим массу мусорных комментариев в поддержку ее дешевой стряпни, весьма к месту и очень корректно раскритиковал автора за нежелание видеть проблему повального падения нравов в Азербайджане. А в конце совершенно резонно заключил: «А вот каждый раз сравнивать нас с армянами, это уже патология». И дело тут кроется вовсе не в «проармянскости» данного пользователя, как может показаться его соотечественникам, а в адекватном суждении нормального человека, пусть и, возможно, считающего себя врагом армян. Главное, что такой человек не враг собственной голове и обыкновенного здравомыслия.
Автор: Богдан Атанесян
Источник: Aysor.am
checheninfo.ru