ЧЕЧНЯ. Известный современный чеченский исследователь Хасан Бакаев (более известен под псевдонимом "Дени Баксан") собрал подборку цитат из исторических документов и трудов историков со свидетельства о том, что некогда область проживания чеченцев простиралась вплоть до берегов Каспийского моря.
Память об этом до сих пор сохранилась в названии острова Чечень и отделяющего его от Аграханского полуострова Чеченского пролива, названия которых происходят от экзонима "чеченцы".
А теперь сама подборка:1. Жилища Чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря; но понеже они в прежние времена Гребенским и Донским Казакам, отгнанием их лошадей и скота, много вреда причиняли, то в 1718 году командированы были на них несколько тысяч человек Донских Казаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили.
[Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великой, сочиненное Михайлом Чулковым. Том II, книга II. В Москве, в Университетской типографии, у Н. Новикова, 1785 года].2. Кавказская линия имеет против себя своими соседями и неприятелями следующие народы. Начиная от Астрахани, или от Каспийского моря против левого фланга оной, обитают в кавказских горах чеченцы, народ весьма воинственный, хищный и жестокий. Число их обстоятельно определить нельзя, так как они для военных действий и набегов нередко соединяются с другими кавказскими народами, иногда и с лезгинами. Образ правления сего народа республиканский. Они живут в разных деревнях, управляются избираемыми по очереди старшинами.
[Записки Сергея Алексеевича Тучкова (1766 - 1808), С-Пб., 1908 г.)].3. Десятого числа по утру в седьмом часу выехали мы уже на семь сажен глубины и около четвертого часу по полудни увидели остров Чечен. Он наименование свое получил от живущих в горах Чеченцев, кои пристают к оному для ловления рыбы.
[С.Г. Гмелин, Путешествие по России для исследования трех царств природы. Том 3, Ч. 1, стр. 8., СПБ, 1777 г.)].4. Чечен остров, лежащий в Каспийском море под 55° 22' 45' Северной широты, против обиталища Горских Чеченцев, по близости Аграханскаго залива и мыса, называемого Уч. У сего острова есть удобная рыбная ловля, которую отдает Астраханская казенная палата на откуп.
[Щекатов, А.М. Географический словарь Российского государства, описывающий азбучным порядком географически, топографически, идрографически, физически, политически, хронологически, генеалогически и геральдически все губернии, города и их уезды … собранный Афанасием Щекатовым. [В 7 ч.]. Ч. 7-я и последняя. Ц - Ѳ. - М.: в Вольной тип. Ф. Любия, 1809. – [2] с., 434 стб. Страница 127 (67))]5. Чеченские духовные и много людей из лучших фамилий ...явились ко мне в селение Наур и тут, принеся повинность в прежних своих злых поступках, и по совещаниях подписали предложенные им от меня статьи, содержание коих заключалось в том, чтоб соблюдать всемерно спокойствие на кордоне, что если и за строгим надзором явятся между ими дерзкие и причинят нашим убийство, таковых злодеев тотчас выдавать головою, а с причинителей грабежа взыскивать вдвое на удовлетворение потерпевшего и сверх того в страх другим примерно наказывать, чтобы обитающих позади чеченских жилищ разных Кавказских народов, кои доселе совокупно с Чеченцами приходили на грабежи в наших границах, не только впредь до того не допущать, но и ответствовать за злодействы, кои они причинят, и словом, сохранять на всей черте кордона, простирающегося до 200 верст от реки Сунжи до берегов Каспийского моря, тишину и спокойствие...
[Из рапорта управляющего Астраханской губернией, Грузией и всем Кавказским краем генерал-лейтенанта барона Кнорринга императору Павлу I, январь 1800 года. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией, том I, Тифлис, 1866 г., стр. 715-716].6. Вдоль центральной части, выразимся так, хребта находятся поселения Большой и Малой Кабарды, живут осетины или осеты, а далее к востоку соседствуют с Каспийским морем и Дагестаном чеченцы.
[Хуан Ван-Гален, "Два года в России. 1818 — 1820".//"Кавказская война. Истоки и начало", 1770 — 1820 годы. СПб, 2002 г.] 7. По прибытии в Моздок, Ван-Гален тотчас же представился коменданту, который сообщил ему, что генерал Ермолов находится в Чечне, и посоветовал оставить экипаж и лишние вещи на хранение в доме иезуитской миссии.
Ермолов считал весьма важным занятие Андреевскаго аула в Чечне и испросил высочайшее соизволение на постройку там крепости. Из всех горцев чеченцы отличались наибольшею дикостью и склонностью к грабежу. Вместе с кабардинцами они нападали на русские селения, расположенные на линии Терека, имевшей большое значение для русских, так как вследствие скудных ресурсов страны весь провиант и боевые запасы для войска получались этим путем. Обстоятельство это было одной из главных причин, побудивших главнокомандующего начать военные действия в Чечне.
По дороге нам попалось на встречу несколько возвращавшихся семейств горцев, между которыми мы заметили необыкновенно красивых женщин, полузакрытых чадрами. Андреевский аул единственный промышленный пункт в Чечне и сравнительно наиболее богатый; поэтому жители из боязни, чтобы их дома не были разграблены, сочли нужным отправить свои семьи обратно в аул.
[Перевод Н. Белозерской; Текст воспроизведен по изданию: Записки Ван-Галена // Исторический вестник, № 6. 1884]8. На следующий день конвой прибыл в окрестности Андреевского, столицы чеченских владений. Тремя днями ранее прибытия Ван-Галена в штаб-квартиру, то есть в тот самый день, когда он приехал в Шелковскую, была одержана решительная победа над чеченцами, которыми предводительствовал один из их князей; бросив раненых, лагерь и город, он в смятении бежал с остатками своего войска в горные дебри. Из двадцати тысяч мусульман и евреев, что проживали в Андреевском (или Андрееве, Эндери), остались в городе лишь один мусульманский священнослужитель да с сотню семидесятилетних стариков, укрывшихся в мечети. Ермолов воспользовался посредничеством этих старейшин, чтобы убедить побежденных в своих миролюбивых намерениях, внушил им совершенное доверие, и посему семьи, блуждавшие в горах, мало-помалу стали возвращаться к покинутым очагам; мастерские продолжили работу, прерванную этим событием, ибо, несмотря на свое варварское состояние, люди здесь достаточно усердны и способны трудом своих рук удовлетворить собственные нужды. Ткани, пояса и всевозможные галуны, которые вырабатывают женщины в Андреевском, славятся в этой стране. <...>
Вскоре после прибытия Ван-Галена в столицу Чечни туда возвратилась большая часть ее жителей, и некоторые батальоны получили приказ войти в поселение, где разместилась штаб-квартира, под которую была занята одна из башен. Азиаты именуют башней любой дом или дворец, принадлежащий благородному роду; башня, занятая Ермоловым, соседствовала с мечетью и наилучшим образом доминировала над всей окрестностью. <...>.
Чеченцы, спасшиеся после разгрома под Андреевским, отступили на берег Терека, бывшего естественной границей их земель.
[Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб. Звезда. 2002 г.].9. Особые достопримечательности в земле Мирных Чеченцев. Андреевская деревня или Ендери — лежит не далеко от кр. Внезапной на правом берегу р. Агташа или Казмы. Местоположение оной, самое неприступное, было причиною ее исторической известности. Повествуют, что из числа разогнанных Ермаковых скопищ триста козаков с Атаманом своим Андреем, удалясь за Терек, нашли опустевший городок, но еще довольно крепкий на месте нынешней Андреевской деревни, и возобновя его укрепления, поселились в оном, назвав по имени своего Атамана и с успехом противоборствовали Кумыкам. Будучи в 1569 году, по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного, выселены на Терек, они оставили сие место, которое и занято было Кумыками. В 1722 году разорена Российскими войсками, а потом снова населена и укреплена Чеченцами, и сделалась в последствии местом торговли пленниками и самым недоступным убежищем Чеченцев. Покоренная Генералом Ермоловым, ныне принадлежит России.
[Картина кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель; в историческом, статистическом, и этнографическом, финансовом и торговом отношениях. Сочинение Платона Зубова Ч. 2. СПб. 1835 г.]. 10. Господину действительному статскому советнику астраханскому гражданскому губернатору и кавалеру Андреевскому.
Предместник мой г[осподин] генерал Ртищев 14 от 29 июня 1815 года предложил Вашему превосходительству командировать чиновника для произведения изследования о самовольных поступках астраханскаго купца Лебедева 15 с ловцами, у кизлярских берегов произведенных и нарушивших право откупщика кизлярского помещика Арешева.
Ныне же поступило ко мне от вышеозначенного купца Лебедева общее с товарищем его астраханским же купцом Токаревым17 прошение, коим с своей стороны жалуются, что имея дозволение от Астраханской экспедиции рыбного и тюленьего промыслов рыболовствовать в Чеченском участке, чрез недопущение их помянутым Арешевым к складке рыбы на берегу спорном, понесли весьма значищие убытки, и что хотя о изследовании о том сделано было от начальства надлежащее распоряжение, но за разными уклонениями назначенного чиновника со стороны Кавказского правительства следствия еще не произведено, а потому и просят моего предписания, чтобы об означенном поступке Арешева поспешнее на месте было изследовано и представлено им от Астраханской рыбной экспедиции право пользоваться пристанищем на берегу Кизлярского уезда было ограждено, а также, чтобы преподаны были средства для отыскания убытков, причиненных им от Арешева, и чтобы чрез дальнейшую медленность не сделался Арешев каким-либо случаем несостоятельным к заплате причиненных им убытков. До окончания же следствия позволить им иметь пристанище на берегах морских Кизлярского уезда по силе узаконений свободными учинившихся, сделать постройки припасов и обсушки снастей и производить свободное рыболовство."
Генерал-лейтенант Ермолов.
[Предписание А. П. Ермолова С. С. Андреевскому о проведении расследования по факту встречных претензий астраханских купцов Токарева и Лебедева и кизлярского откупщика Арешева за право пользоваться рыболовными морскими водами в Кизлярском уезде.
Тифлис, 12 апреля 1817 г. ГААО. Ф. 1. Оп. 10. Д. 1200. Л. 86-88об. Автограф].11. Ермолов застал кумыков в таком стесненном положении от этих выходцев, что бедные кумыки даже на своей земле не могли считать себя безопасными иначе, как поддерживая связи и входя в родство с качкалыковскими чеченцами. Ни один из князей кумыкских, по словам Ермолова, не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем
[А.В. Потто, «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях», Т. II, СПБ, 1887 г. стр. 176].12. Чеченцы были самые беспокойные из всех соседей. Не только в наших границах по Тереку и по Военно-Грузинской дороге производили свои хищничества, но распространяли их между соседними кавказскими племенами, особливо между кумыками, так что кумыкские князья в собственных своих владениях уже не осмеливались ездить без чеченского проводника"
[Адмирал М.Л. Серебряков, "Мысли о делах наших на Кавказе. 1845 г.", – цит. по: «Звезда», 1996 г., №12].13. К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...
["Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века". Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами].14. Главнокомандующий, зная поведение горцев, готовых все обещать и всегда изменять своим обещаниям, начал, с того, что приказал, жившим на андреевских землях, чеченцев, выгнать из владений, как единственное средство достигнуть покоя. Разрешено оставить только тех из них, за которых поручатся все князья андреевские, аксаевские и костюковские, и затем, за каждое воровство или разбой, должны отвечать сами князья и уздени, которым Ермолов грозил лишить достоинства, отнять имение и выгнать в Чечню. «Лучше от Терека до Сунжи — говорил он — оставить степи, нежели в тылу укреплений наших, учреждающихся по Сунже, терпеть разбойников.
С этой целью, целые деревни: Осман-Юрт, Караагач, Байрам-Аул, Касав-Аул, Генжа-Аул, Баша-Бек-Юрт и Казах-Мирза-Юрт были сняты и под конвоем препровождены до границ чеченских.
Чеченцы, жившие в Костюковской и Аксаевской деревне, также отправлены в горы; русские войска, при вступлении в Андреев, приказано встречать всем князьям и узденям вместе; если же кто ослушается приказаний, писал главнокомандующий, «то представьте мне неповинующегося князя или узденя, и это будет последнее в жизни такового неповиновение» (Объявление князьям и владельцам андреевским, костюковским и аксаевским, 5-го августа.).
Владельцам селений лежавших по берегу р. Терека приказано выгнать также в Чечню всех тех, которых целое селение признает неблагодежными; оставить тех, которые замечены спокойными. В случае, воровства каждое селение обязано выдать вора, а если он скроется, то его семейство. Но если жители дадут средство к побегу всему семейству, то целое селение предается огню. Точно также обещано поступить с селением и в том случае, если жители, видя, что хищники увлекают в плен русского, не отобьют его или не отыщут. Без пособия и укрывательства самих владельцев, горцы не могли проезжать от реки Сунжи, и потому если, [10] по исследовании, окажется, что жители беспрепятственно пропустили хищников и не защищались от них, «то деревня истребляется, жен и детей вырезывают» (Объявление владельцам деревень расположенным, по Тереку, 8-го августа.)
[Н. Дубровин, Дагестанские события 1818 года // Военный сборник, № 3. 1869 г.]. 15. Предание указывает на три главных рода этих аборигенов края — Галгай, Ахо или Ако и Шато, от которых произошли уже другие фамилии. Так от Галгая производят преимущественно ингушеские фамилии, от Ахо —общества: ахой, пешхой, нашхой, цехой и др., от Шато — шатоевское, чиэнхой, ченты, хачерой, шаро, нихалой и пр.
"Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашихэ) были, — говорят они, — части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой). Они не застали в этих долинах ни одной человеческой души; мало того, вся кумыкская плоскость, покрытая тогда сплошь дремучим лесом и камышами, была совершенно пустынна, если не считать наполнявших ее диких зверей; с другой стороны, в Андии был только один хутор, состоявший из одного семейства. Кругом был простор и неначатая богатая земля: на юг высились горы, вершины которых покрыты были яркою сочною травою; ниже начинались леса и спускались по ущельям вплоть до плоскости и далее до Терека. Леса и горы были полны оленей, коз, кабанов и др. зверей. Все это не имело хозяина и принадлежало Богу. Переселенцы с благоговением приняли от Бога эти места по праву первого завладения"
[Е. Максимов, Чеченцы// Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 24 и стр. 39-40].16. ...Но огромное, воинственное и беспокойное племя Чеченцев не могло сохранить на долго свою самостоятельность, которая поддерживается только взаимною непоколебимою связью различных отраслей между собою. В их необузданном характере лежали начала племенной разрозненности, при которой немыслима целостность и гражданственное единство какого-бы то ни было народа. Между аулами начали возникать поземельные споры, оканчивавшиеся нередко кровопролитием. Это заставило Чеченцев искать над собою власти. Некоторые знатнейшие фамилии вызвались было управлять ими, но Чеченцы отвергли их предложения, из опасения утратить под аристократической властью своих родичей, и последнюю тень независимости и сделаться жертвою пристрастия и несправедливых действий. Они предпочли признать над собою власть чуждого, но единоверного им владетеля и с этой целью решились отправить депутацию к Шеами-хану /Шамхалу Тарковскому/, с просьбою прислать к ним доверенное лицо для разбирательства их споров и решения поземельных прав*. За неприкосновенность его ручались лучшие Чеченские фамилии. В вознаграждение за труды этого доверенного лица, они обязывались платить ему по одной мере хлеба с каждого двора, по одному барану с каждого стада и т. д. Местопребыванием ему назначили Старый Аксай. Шеами-хан согласился и отправил к Чеченцам Султа-Мотти, а по уверениям других Али-Бека.
Любопытно сказание об определенной Чеченцами по этому случаю мере хлеба. В то время Чеченцы не имели никакого понятия о деревянной посуде, они отрубили часть дупла и к одному из отверстий ее приставили дно. Это, говорят, послужило первообразом меры, общеупотребительной почти у всех туземцев и известной под названием сабы. Кумыкский князь, т. е. присланный от Шеами-хана наместником, не довольствуясь получаемой им платою, заменил назначенную Чеченцами меру другою, несколько большею. Один Чеченец, заметив подлог и видя разницу в величине сабы, швырнул ее у него же на дворе и разбил вдребезги. Испугавшись такого явного негодования, Кумыкский князь бежал с своими приближенными, опасаясь народного волнения и новых оскорблений. Но представители тех фамилий, которые должны были отвечать пред Шеами-ханом за неприкосновенность особы присланного им князя, бросились за ним в погоню и настигли его в том месте, где теперь лежит Хасав-Юрт. Они уговорили его вернуться в Аксай и остаться у них правителем.
Таким образом Кумыки появились в первый раз во владениях Чеченцев. Им дозволено было пользоваться землями только по ту сторону Аксая и Чеченцы взяли с них обещание никогда не переправляться через эту реку, но впоследствии времени Кумыки постепенно и исподволь завладели Чеченскою плоскостью, отчего она и носит теперь название Кумыкской**.
_______________
* С таким же поручением ходила депутация к Шеами-хану и от Аухов-ского общества и также выпросила себе князя для решения между ними поземельных споров. Резиденция этого князя была в селении, и теперь еще существующем и называемом Индри /Эндаери).
** Кумыкскою плоскостью и до сих пор туземцы считают только пространство между левым берегом Сулака и правым Аксая. Начиная от левого берега Аксая, плоскость называется Качкалыковскою.
[А.П. Берже "Чечня и чеченцы" (Тифлис, 1859 г., стр. 104 - 105)]17. Ночью мы подошли к чеченскому берегу. Утром пароход сильно закачало. В соседних каютах послушались стоны и жалобы. Я выбрался на палубу, памятуя, что свежий воздух лучше всего в этом отношении. К моему удивлению, ветра не было, во всяком случае, меньше чем вчера.
— Что это значит? Отчего так качает?
— А Чечня! Здесь почти всегда , — указал мне капитан смутно рисовавшиеся на западе горы. - Случается, море чуть-чуть только шевелится, а дойдешь до этих берегов и начнет валять... Сегодня еще слава Богу. А при юго-восточном ветре для непривычного — ад.
...Горы Чечни — словно придвигаются к нам, еще как будто бы окутанные туманом. Одни за другими вершины их выступают на западе, невысокие хребты, кажется, двигаются к морю, хотя между ними и берегом расстилается плоскость, омываемая рекою Сулаком...
["Вдоль Чечни. Из летней поездки по Каспийскому морю"//"Русские ведомости" за 1888 г., №№ 27 и 32].18. Чечень — остров в Каспийском море (респ. Дагестан); является продолжением Аграханского полуострова, от которого его отделяет пролив Чеченский Проход. Название острову дали чеченцы-аккинцы, то же, что и Нохчийн гIайре.
[А. В. Твёрдый «Кавказ в именах, названиях, легендах». Опыт топонимического словаря. Ред. Ю. Г. Макаренко. Краснодар: Платонов И., 2008. С. 370]
checheninfo.ru