ЧЕЧНЯ. Чем чаще и больше в военные действия вовлекается масса простых жителей, тем актуальней становится проявление женщиной собственных боевых навыков, причем, наиболее военизированными представительницами слабой половины человечества можно назвать тех, кто был вынужден жить в пограничных районах или в условиях междоусобных войн.
Девушки занимались отнюдь не женской работой, но, не уступая мужчинам — самообороной.
В данном спектре можно выделить пример воинственности российских казачек, что проживали в станицах, граничащих с аулами горцев. Гребенские, терские, кубанские казаки в силу принадлежности к воинскому сословию и нередкому вовлечению населения в пограничные столкновения с горскими племенами в большинстве своем предполагали женщин с преобладанием специфического военно-адаптированного менталитета, включая владение последних боевыми навыками: саблей, ружьем, кинжалом, умением держаться в седле не хуже любого казака.
Две-три обученные военному искусству горянки становились равноценной силой одному мужчинеДва традиционных фактора влияли на развитие у женщин военизированного мышления: агрессия извне окружающих враждебных народов, превосходящих малые этносы Кавказа числом; и агрессия внутри, заключающаяся в межплеменной борьбе.
Под внешним фактором, присутствовавшим вплоть до второй половины XIX века, наблюдаем нападения скифов, булгаров, хазаров, монголо-татарское нашествие и прочих. Наиболее значительное вовлечение малых народов Кавказа в военизированные действия наблюдаются в течение трех веков с крымскими татарами и турко-османами.
К слову, под влиянием последней группы в виду фактора выживания этносов сформировался образ воина-джигита, в переводе с тюркского «джигит» означает «смелый», «молодой». В условиях войны, да еще и с численным превосходством противника, каждый человек, каждая сабля была на счету. Мальчик, только успевший родиться, уже предполагался семьей будущим защитником.
Межплеменная борьба вела к военизированному мышлению женщинОсобенно страдали от вражеских атак крымских татар и турок осман племена адыгов.
В этой войне шло в ход все: жесткое сопротивление, добровольно-принудительный откуп богатыми подарками, рабство молодого цвета нации адыгов, самых рослых, крепких, красивых девушек и юношей. К чем это привело? В большинстве своем, северокавказские племена уже к концу XVIII века милитарилизировали идеологию, сформировав надежную структуру военных общин, что не могло не отразиться на менталитете горянок. Куда ж им деваться?
Известный факт о женщинах Дагестана и Чечни доисламского периода: прекрасная половина человечества наравне с мужчинами соревновалась в спортивных состязаниях и поднимании тяжестей. Девочек с малых лет учили владеть оружием, обучали навыкам верховой езды. Добавим межплеменную, междоусобную борьбу, что, несомненно, вклинивалась в историческую эволюцию развития этносов Северного Кавказа.
Женщины умели обращаться с оружием не хуже мужчинЕстественные горные рельефы служили разделителями, барьером, добавим сложный климат и регулярные опустошающие нашествия внешнего врага, — все это не могло не сказываться на раздоре между племенами. Отдельные горские вольные общества одного этноса отличались не только превосходящим числом и субэтническими признаками, но и уровнем социально-экономического функционирования, что вело к неминуемому межплеменному противоборству.
В условиях военного положения аула женщина, обладающая навыками владения оружием, женщина боеспособная — шанс для выживания целого этноса.Разумеется, фактор физического неравного превосходства никто не отменял, — «слабый» пол на то он и «слабый», что не мог и не может заменить мужчину воина полноценно, — но две-три обученные военному искусству горянки становились равноценной силой, и внешнему врагу приходилось с ними считаться.