ЧЕЧНЯ. Если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения вайнахской этики поощрения или порицания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет его ближайших родственников. Поэтому человек старается не осрамить родичей, не совершить такого, что бы заставило последних по его вине, как выражаются чеченцы, "почернеть лицом", "опустить голову".
Когда же мужчина или женщина совершают благовидный поступок, то говорят: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Или: "Было бы стыдно сыну (дочери) поступить иначе".
В связи с этим нельзя не сказать о таком социально-психологическом явлении, до сих пор довольно широко распространенном среди чеченцев, как "яхь". На русский язык это слово можно перевести как "здоровое соперничество".
Если о человеке говорят "у него нет "яхь", то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга. И наоборот, сказать о чеченце, что у него сильно развит "яхь", значит высказать ему высшую похвалу. Родители, старшие в семьях чеченцев, самыми различными способами стараются воспитать в человеке "яхь".
Гостеприимство
В систему этики межличностных отношений органически вписывается и такой обычай, как гостеприимство. Главнейшим ритуалом гостеприимства у чеченцев, безусловно, является хлеб-соль (сискал), поэтому каждая семья припасает что-нибудь для гостя. Когда гость накормлен и напоен, ему готовят постель в кунацкой. Одним из законов хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести, имущества, иногда с риском для собственной жизни. Если даже гость проявляет относительную вольность, то хозяин должен относиться к нему снисходительно и терпеливо.
Древнему обычаю гостеприимства следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку независимо от его национальной принадлежности. В 30-е годы, когда на Украине разразился голод, люди в поисках хлеба разъехались по всей стране. Немало украинцев оказалось в этот период и в Чечне. Тогда многие чеченские семьи дали приют голодным, раздетым людям. Украинские дети росли вместе с чеченскими сверстниками, делили скудный кусок хлеба, теплый очаг. И по сей день в Грозном, в окрестных селах живут семьи тогдашних переселенцев. Многие из них стали чеченцами. Они сроднились с этой землей, ее народом, обычаями, традициями, национальной культурой. Стали считать все это своим и не захотели покинуть ставшие родными места. Чеченцы говорят, что гость и гостеприимство - это беркат, то есть благополучие. "Дом без гостей - тоска, остывший очаг - могила".