>АЗЕРБАЙДЖАН. Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно резко изменил свое отношение к двум блокам, образованным на постсоветском пространстве после развала СССР. До последнего времени он не скрывал своего скептического отношения к участию Армении как в экономическом блоке – ЕАЭС, так и в военно-политическом – ОДКБ.
Однако после того как неделю назад подразделения вооруженных сил Армении, нарушив режим прекращения огня на участке азербайджано-армянской государственной границы в Товузском районе, подвергли обстрелу азербайджанские позиции из артиллерийских установок и получили адекватный ответ со стороны Азербайджана, Пашинян неожиданно вспомнил о союзнических отношениях.
Сначала Ереван обратился за помощью к ОДКБ, но, естественно, не получил поддержки, а потому решил сделать хорошую мину при плохой игре: вчера пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян заявила, что Армения "не видит необходимости обращаться за помощью к ОДКБ в связи с эскалацией ситуации на армяно-азербайджанской границе", поскольку "контролирует ситуацию".
Столь же неожиданном маневром выглядело появление Никола Пашиняна в Минске, на встрече представителей ЕАЭС. Напомним, что на Парад Победы в Москву армянский премьер отказался ехать из-за сложной ситуации в стране с коронавирусом. Сейчас ситуация еще сложнее – COVID-19 просто свирепствует Армении. Кроме того, в условиях обострения пограничного конфликта с Азербайджаном для верховного главнокомандующего вообще странно покидать страну. Тем не менее что-то потянуло Пашиняна в Минск.
В столице Белоруссии армянский премьер продолжил тактику политического лавирования. Он твердил о необходимости мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном, но одновременно рассказал каждому визави "армянскую правду" о ситуации на границе. Особый расчет был, конечно, на встречу с российским премьером Михаилом Мишутиным, через которого армянский премьер пытался заручиться благосклонностью российского руководства.
Между тем, эксперты усмотрели в появлении Пашиняна в Минске попытку любыми средствами если не втянуть Россию в конфликт, то добиться демонстрации приоритетов. Однако в Москве в принципе не могут занять проармянскую позицию, памятуя о том, что курс на отдаление от России был взят именно при Пашиняне, который пришел к власти на волне поддержанных США протестов и привел к власти соратников, имена которых связывают с Фондом Сороса. Это и экс-координатор избирательных программ организации Transparency International Армен Григорян, которого назначили на пост главы Совета национальной безопасности, и начальник Государственной контрольной службы Давид Санасарян — экс-представитель прозападной партии «Наследие», возглавляемой американским армянином Раффи Ованнисяном, напоминает "Независимая газета". При Пашиняне же было возбуждено уголовное дело против Южно-Кавказских железных дорог (армянской дочки РЖД). Как предполагали местные СМИ, за случившимся мог стоять Аргишти Кярамян — молодой функционер, недавно назначенный главой Службы национальной безопасности.
Эксперты сходятся во мнении, что обстановка на армянско-азербайджанской границе и попытки заставить Москву принять чью-то сторону ставят Россию в крайне неудобное положение, и чем острее будет ситуация, тем быстрее российскому руководству нужно будет принимать решение. Однако совершенно очевидно, что попытки Пашиняна держать партнеров за дураков, вряд ли найдут понимание как в Москве, так и в других столицах стран-членов ОДКБ и ЕАЭС.