ДАЙДЖЕСТ: |
Золотое шитье известно у многих народов Кавказа с глубокой древности (см. напр.: Кузнецова 1982: 97–133; Золотое шитье адыгов 1998). Сложилось ошибочное мнение, что золотошвейное искусство у чеченцев распространяется в XIX в. (Татаев, Шабаньянц 1974). Между тем искусство золотого шитья у чеченцев уходит своими корнями в глубину веков, о чем свидетельствуют различные источники, в первую очередь археологические (Абдулвахабова 1992). Материалы, извлеченные из средневековых погребальных памятников, дают выразительные образцы развитой традиции золотого шитья у чеченцев в указанный период.
Технические приемы шитья в Чечне были те же, что и у соседних северокавказских народов (дагестанцев, осетин, адыгов, карачаевцев и т.д.): шитье «в прикреп», «гладь», тканье галуна и басонных изделий. Шить и вышивать умели практически в каждой семье. Но искусных мастериц золотошвейного искусства было немного. Как и у многих народов Кавказа, в состоятельных семьях умение шить золотом и серебром считалось необходимым для молодых девушек. Источником получения золотых и серебряных нитей для чеченцев были международные торгово-экономические центры Северного Кавказа. В разные периоды в Чечню из Астрахани, Терков, Святого Креста, Дербента, Кизляра и других городов поступали восточные и западноевропейские товары. Материалы Кизлярской таможни также свидетельствуют о том, что среди прочего товара, приобретаемого чеченскими купцами, было 25 «цевок» пряденого серебра (Абдулвахабова 2008: 227). Торговцы привозили сюда нити российского, иранского, турецкого и западноевропейского происхождения.
Золотым шитьем украшалась праздничная выходная одежда, головные уборы, обувь, различные предметы быта. Наиболее распространенным золотошвейным орнаментом в декоре одежды и бытовых предметов были зооморфные, главным образом роговидные, растительные и геометрические мотивы.
При исследовании расположения вышивки и орнамента узора в женской, мужской и детской одежде выявляется характерная особенность. Каждый знак в узоре, орнаментальные композиции были для их создателей своеобразным восприятием окружающего мира. В мифологиче ско-эпическом мировоззрении чеченского народа большое место занимал растительный и животный мир. Широко распространенными были изображения «древа жизни». Характерными были и геометрические типы орнамента (полосы, прямоугольники, ромбы, параллельные линии и т.д.), солярные знаки. Все они находят этнографические параллели в орнаментах других народов Северного Кавказа, что свидетельствует о материальном и духовном единстве северокавказского культурно-исторического ландшафта.
Библиография
Источник: kunstkamera.ru
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе внесли изменения в государственную программу развития образования
СЕВАСТОПОЛЬ. Правительство Севастополя утвердило отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев
«Паст»: Азербайджанцы в России превратились в настоящую головную боль
АБХАЗИЯ. О спокойной обстановке на курортах Абхазии рассказали туроператоры
КЧР. Рашид Темрезов: «Архыз» стал лучшим горнолыжным курортом в СКФО
АБХАЗИЯ. Оппозиция заблокировала здание правительства в Абхазии
АБХАЗИЯ. Кто главный в Абхазии сегодня: полномочия, выборы и список всех президентов