ЧЕЧНЯ. В чеченском зыке этот институт известен как «пхьа хаьрчар» (от древн. чеч. - «пхьа» - кровь) или «ч1ир». В глубокой древности эти термины являлись своеобразной формулой закона кровной мести, согласно которому убийца должен был поплатиться жизнью за содеянное им преступление, т. к. согласно верованиям древней языческой религии нахов не отомщенные убитые на том свете становились рабами своего убийцы. Согласно адатам (свод традиционных обычаев) кровная месть не имела и не имеет срока давности, даже если виновник смерти (куьг бехке дерг) и его близкие родственники умерли.
«Ч1ир» - это практически всегда месть равного равному, осуществляемая с соблюдением целого кодекса неписаных правил. Так, согласно неписанным правилам, кровная месть вступает в силу с момента ее объявления. Тот, кто получил такое сообщение, независимо от того, принимает он обвинение или нет, приобретает статус кровника. С этого момента он считается «Лур воьлла - скрывающийся от кровной мести» и обязан покинуть место проживания и уехать зачастую довольно далеко. Это правило, как и любое другое в адате, весьма продуманное решение. Во-первых, отъезд семьи убийцы продиктован требованиями безопасности, чтобы его близкие не попали под горячую руку разгневанных родственников погибшего. Во-вторых, процесс примирения имеет больше шансов на успех, если кровник и его близкие родственники не будут «мозолить глаза» пострадавшей стороне.
Мстить имеет право только родственник жертвы. Если отомстит друг, то это будет обычным убийством. Если в роду не осталось мужчин, способных отомстить, то это может сделать и женщина. В то же время, женщинам, детям и старикам не мстят, но за убийство женщины положено «брать» жизни двоих мужчин.
«Ч1ир» - обычай, который включает в себя не только кровную месть, но и возможность прощения. Простить, когда есть возможность не прощать, принято считать почетным и благородным актом. Всякий, на ком «висит» кровная месть, пытается как-то решить эту проблему в своем поколении, чтобы не передавать ее потомкам. Иногда на это уходит практически вся жизнь. Старейшины (авторитетные люди, одинаково далекие от сторон конфликта) выступают посредниками при переговорах и пытаются примирить кровников. Если успех достигнут, то, по старинному обычаю, конфликтующие стороны встречаются на открытой местности, и ближайший родственник убитого в знак прощения публично бреет своего кровника. Однако груз ответственности перед семьей своей жертвы кровник, даже будучи прощенным, вынужден нести до конца своей жизни.
Любопытный факт: Древнейший принцип «кровь за кровь» на определенном этапе истории имел широкое распространение в Европе, в Древней Руси (упоминание о ней присутствует в «Русской Правде»), в Италии, скандинавских странах, среди германских народов, в Южной Греции итд. Сегодня принцип кровной мести до сих пор практикуется у некоторых кавказских народов, в странах Ближнего Востока, в Албании и в Италии.