В древности у чеченцев существовавало несколько возрастных ступеней, определяющих этапы формирования зрелого возраста: до 7 лет – «бер (ребенок)»; с 7 до 15 лет – «жима стаг, кхиазхо - подросток» и с 15 лет – «стаг - «мужчина». (Ср. посл. «Хьайн к1ант ворх1 шо кхаччалц хьаста, ворх1ера пхийта шо кхаччалц ваца ве, пхийта шо кхаьчча накъост ве» – Сына до семи лет ласкай, с семи до пятнадцати приучай к труду, после пятнадцати делай из него товарища»).
Цитата: «...чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами» (Словарь Брокгауза и Эфрона т. 38, с. 786)Важное значение в жизни ребенка имел обряд первого бритья головы, который проводился обычно в три - пять лет. По традиции мальчикам и девочкам в обязательном порядке хотя бы один раз в жизни полагалось брить (не стричь, а именно брить) голову. Для совершения этого обряда даже искали специального человека - физически крепкого и уважаемого в обществе, чтобы ребенок был похож на него. После обряда резали жертвенного барана и угощали родственников и знакомых. Естетственно, детей нередко брили и после “первого бритья”. Тем не менее, обряд был обязателен.
С 7 - 8 лет воспитание мальчика, как правило, переходило в руки мужчин. В этом возрасте было принято отдавать его на воспитание авторитетному представителю общества. В такой школе обычно обучалось до 14 человек. Сроки обучения были разные - от нескольких месяцев до нескольких лет. Помимо уроков верховой езды и владения оружием, в школе давались сведения об истории, традициях и обычаях края. Совершали и многодневные походы в горы, в которых отрабатывались навыки в рубке лозы, стрельбе из лука, борьбе, лазании по деревьям и скалам, переправе через реку, фехтовании и маскировке. После таких тренировок домой дети возвращались окрепшими и возмужавшими.
Возрастом зрелости подростков считалось достижение пятнадцатилетнего возраста. С этого времени он считался полноправным мужчиной: мог посещать собрания («пхьог1ане хотта»), высказывать свое мнение и получал все права старших членов общины. Однако, чтобы «вступить в эти права» , подросток был обязан пройти процедуру посвящения. Так, ежегодно (обычно в мае) для лиц достигших этого возраста проводились экзамены - игры, скачки, джигитовка, выявлений знаний обычаев и традиций и другие навыки, которые помогали определить качества претендента на право ношения имени мужчины.
К экзаменам юноши готовились целый год. Прошедшие все испытания, получали имя мужчины. Те, кто не выдержал, готовились к экзамену уже в следующем году. Тому, кто трижды не преодолевал испытания, прилюдно присваивалось звание «ленивца», и он, как правило, не пользовался уважением у односельчан. Существовал также обычай, по которому подросток, выдержавший экзамены с честью, шел с подарками к своему дяде по материнской линии, и тот одаривал его конем, после чего юноша считался повзрослевшим в полной мере и настоящим джигитом.
Л. Гудаев
checheninfo.ru