| ДАЙДЖЕСТ: |

ЧЕЧНЯ. В древние времена, когда человек в одиночку был бессилен перед окружающим миром, большую роль в жизни горца играла его родовая община и семья. Чем многочисленнее был круг родственников, тем сильнее и влиятельнее считалась община и семья.
Рождение сына у чеченцев с древнейших времен считалось (и считается) большой радостью и удачей, ибо сын это опора дома, защитник, продолжатель рода и наследник. С раннего возраста мальчика приучали к этой мысли. Соответствовало этому принципу и пожелание родителям при рождении мальчика: «Ворх1 веши ваша хуьлда! - Да будет братом семи братьев!». Даже при рождении девочки высказывалось практически то же пожелание. В этом факторе весьма показательна и традиционная для чеченцев поговорка - пожелание благополучия: «Баьрчехь (баьрче - почетное место) агий, не1арехь эсий ма оьшийла! - Да будет на почетном месте колыбель, а у дверей теленок!», в котором «ага - колыбель» - символ силы, а «эса - теленок» - символ достатка. Оно и понятно, существование семьи и рода во многом определялось наличием мужчины - кормильца и защитника, который оставался членом своего рода и содействовал увеличению его силы. Дочь же, выходя замуж, уходила в другой род.

Рождение сына служило и поводом к большому угощению в доме отца. Ради такого события резали скот и выставлялось обильное угощение. При этом назначалась дата большого праздника, на котором устраивались скачки с дорогими призами для победителей: скакун, кинжал, кувшин и др. Человека первым принесшего весть о рождении сына, щедро одаривали подарками. Иногда в честь рождения сына сажалось священное дерево - орех или груша. Особенно большое празднество устраивалось при рождении мальчика - первенца, так как именно в нем видели будущего хозяина дома, опору семьи и родителей на старости лет.

Важным моментом считалось и имянаречение младенца («ц1е тиллар»), которое сопровождалось обрядом - «Мовлад дешар» (религиозный обряд). Считалось, что от выбора имени в жизни ребенка зависит все. Почти никогда имя ребенку не давали родители. Это было прерогативой особо уважаемых людей. При наречении дающий имя обязательно его аргументировал. Особым событием также считалось и когда ребенок начинал вставать на ноги. В этот период между его ногами прокатывали бублики - (Ч1уьргаш карча дар»), которые затем раздавались детям. Могли прокатить и монеты, их тоже отдавали детям.
До достижения первого года младенца тщательно оберегали от сглаза - под его подушку клали особые предметы (нож, ножницы, спички и др.), или ставили в изголовье сосуд с водой. При купании в воду клали кусок древесного угля из очага.

С семи - восьми лет воспитание мальчика переходило в руки мужчин. С этого момента он имел право присутствовать при общении мужчин (без права вмешиваться почтительно стоять в стороне). Его характер как будущего члена общества и главы семьи дальше формировался уже в кругу старшего брата и дяди.
Л. Гудаев
![]() |
ЧЕЧНЯ. «Побеждённые, но не сломленные»: генерал Кундухов о чеченцах после 1859 года.
РОСТОВ. Белый амур и толстолобик – ключ к рыбному изобилию Дона
FaceTime заблокировали в России из-за угроз терроризма и мошенничества
КРАСНОДАР. Парламентарии проанализировали вопросы поддержки и развития архивных служб на Кубани
КРАСНОДАР. Депутаты ЗСК оценили перспективы развития художественной гимнастики в регионе
ЧЕЧНЯ. В Грозном завтра отключат воду в части Ахматовского района
ГРУЗИЯ. В Батумском нефтетерминале руководство совершило незаконный сбыт нефти на $5,5 млн
Торговля сельхозпродукцией между Россией и Индией за три года удвоилась