Сегодня осетин в России насчитывается около 528 тыс., из них 460 тыс. проживают в Северной Осетии. В суверенной Южной Осетии проживает всего лишь 48 тыс. этнических осетин, что в 10 раз меньше, чем в соседней Северной Осетии. Осетины один из не многих коренных народов Северного Кавказа, которые исповедуют христианство, также ни мало среди них и мусульман. Сами осетины считаются потомками древних алан, которые были кочевыми народами скифо-сарматского происхождения проживающие на территории современной Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
В советский период Осетия была разделена на две части: Cеверная осталась в составе РСФСР, Южная – осталась в составе Грузинской ССР (об этом подробнее читайте ЗДЕСЬ). После 2008 года Южная Осетия была признана Россией как независимое государство, которое имеет ассоциативные отношения с РФ. Итак, сегодня существует две Осетии: Северная Осетия (Алания) как один из регионов РФ и Южная Осетия – суверенное и частично признанное государство. Но как быть с коренными осетинским народом, который населяет обе Осетии, есть ли между двумя народами сходство или это разные этнические группы?
Этнографические отличия у осетин есть, причем не только между Севером и Югом, но и внутри самой республики Северной Осетии. Всего выделяют 3 этнографические группы осетин, которые имеют свои языковые диалекты.
Осетинское трио основных языковых диалектов:
1) Иронцы и дигорцы – являются двумя основными этнографическими группами осетин, которые проживают на территории Северной Осетии. Иронцы (осет.ирæттæ, ирон адæм) разговаривают на современном так сказать литературном осетинском языке Подавляющее большинство иронцев исторически исповедовали православие и потому имели тесные связи с соседнем Грузинском государством. Однако у иронцев помимо православия, также сохранились и свои древние дохристианские обычае. Как правило иронцы исторически проживают в восточной равнинной части Северной Осетии, где основное население является городским, именно здесь и находится столица республики Владикавказ.
2) Дигорцы (осет.диг.дигорæ) проживают в западной высокогорной части Алании. Сложный рельеф и изолированность привели к тому, что дигорцы в отличии от иронцев сохранили в своём языке более архаичные черты, которые имеет большую связь с их предками аланами. Также до середины 20 века у дигорцев была свою письменность на русской кириллице, но в советский период она была вытеснена иронской письменностью, которая и стала основной литературного осетинского языка. Однако в отличии от иронцев дигорцы в культурном и религиозном плане не были едиными, поскольку исповедовали как православие, так и ислам.
3) Туальцы или двалы – это этнографическая группа южных осетин. Так как большая часть туальцев проживало в Кударском ущелье, поэтому русские прозвали их кударцами (осет. Къуыдар). Таким образом кударцы являются основным государствообразующим народом Южной Осетии. Кударцы разговаривают на кударо-джавском наречии осетинского языка, который имеет больше схожести с иронским диалектом и сильном отличается от дигорского. Как и иронцы большая часть кударцев исповедуют православие, также среди них встречаются и язычники. Сегодня кударцы являются единственной этнографической группой осетин, которые проживают в суверенном государстве, т.е. в Южной Осетии.
Вывод. Таким образом различия между осетинами проживающими в Северной и Южной Осетии имеются как в языковом, так и в религиозном плане. В Северной Осетии проживают иронцы и дигорцы, а в Южной Осетии – туальцы или как их часто называют кударцы. Однако в реальности диалектов среди осетин очень много, поэтому деление на 3 основные этнические группы очень условно.
Список используемой литературы:
Осетины // Народы России. Атлас культур и религий – М.:Дизайн, Информация. Картография, 2010 - 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Очерки истории алан», Год: 1992, Автор: Кузнецов В. А., Издательство: «ИР», стр.— 184