ЧЕЧНЯ. Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев прокомментировал появившуюся в некоторых СМИ публикацию о чеченке Асе Гажаевой, якобы сбежавшей с детьми от мужа.
"Вновь в средствах массой информации опубликована проблематичная история из Чечни. На этот раз – это инцидент с Асей Гажаевой, якобы сбежавшей из Чечни с четырьмя детьми и отказывающейся дальше «содержать собственного мужа».
Материал опубликован в рамках сомнительного социального проекта, направленного на «преодоление гендерных стереотипов в современном российском обществе». Прочитал и не смог промолчать, так как публикация представляет собой откровенную попытку экстраполировать нетипичный случай целиком на все чеченское и ингушское общества.
Одно дело, когда сгущает краски и делает поспешные выводы отчаявшаяся женщина, готовая пойти на все ради своих детей. Ее поспешные суждения и обобщения объясняются психоэмоциональным состоянием и той ситуацией, в которой она оказалась. Ее можно понять и простить.
Другое дело, когда это делают авторы публикации или проекта. Абсолютно уверен, что им дела нет до судьбы этой женщины, историю которой они цинично использовали, чтобы представить чеченское и ингушское общества эдакими варварскими, отсталыми, в которых женщина чуть ли не в рабском положении и вообще не человек.
Из истории, которая является исключением из правил, делаются такие глобальные выводы о всей культуре взаимоотношений в чеченском и ингушском обществах. И делается это умышленно.
Что же господа «справедливые», «объективные», «демократичные» журналисты не взяли одну счастливую чеченскую или ингушскую семью и не сделали абсолютно противоположные выводы? Да все потому, что вам нет дела до судеб ни чеченских, ни ингушских женщин. Просто вы и те, кто стоит за вами, не можете жить спокойно, более того, я уверен, что вы не оставите нас в покое, пока в этих обществах будут хранить свои культурные традиции.
Я не утверждаю, что во всех чеченских и ингушских семьях все хорошо. Есть хорошие и плохие примеры семей, как и в любом обществе. Но, к счастью, первых больше. Нам тоже приходится нередко рассматривать случаи, связанные с семейно-брачными отношениями. Встречаются и такие, когда после развода родители оспаривают права на детей.
Но должен отметить при этом, что в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия ситуация с семейными отношениями намного лучше, чем в остальной России. Так, к примеру, в Чеченской Республике работает комиссия при Главе региона по гармонизации семейных отношений, которой удалось с 2017 воссоединить 2014 семей, благодаря чему тысячи детей воспитываются в полноценных семьях, что очень важно для должного обеспечения прав детей. Почему бы авторам публикации не поинтересоваться результатом работы этой комиссии? Но нет! Они этого не сделают по тем же причинам, о которых я сказал выше.
Как в Чеченской Республике, так и в Республике Ингушетии семейные традиции еще довольно сильны. В катастрофических условиях истории XX века институт семьи в наших республиках в целом выстоял. И это наше общее достижение и ценность. Мы по праву гордимся тем, что у нас нет брошенных детей, детских домов.
К сожалению, стереотипы об исламе, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Между тем, приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей одну из главных ролей в жизни семьи.
Конечно, последние 30 лет женщина в ЧР и РИ, была вынуждена брать на себя несвойственные ей функции, что не могло пройти бесследно. Но нельзя, основываясь на одном частном примере, как делается в данной публикации, делать обобщения, ошибочно утверждая, что все мужчины, будь то чеченцы или ингуши, не работают, не трудятся, живут за счет женщин и т.д. Вайнахские мужчины, наоборот, всегда отличались большим трудолюбием и ответственностью за свою семью. Это доказывает и то, как выжили чеченские и ингушские семьи в годы депортации. Исключительное трудолюбие, ответственность мужчин, как главы семьи, помогли им выжить в те суровые годы.
В советские годы мужчины-вайнахи занимались самым тяжелыми трудом по всему Советскому Союзу, чтобы прокормить свои семьи. И на грозненском рынке «Беркат», как утверждает героиня публикации, работают не только одни женщины. Сегодня мужчины, как чеченцы, так и ингуши, и «таксуют», и работают на стройках, и занимаются сельским хозяйством. Очень много мужчин в малом бизнесе. Да и вся ЧР, разрушенная войной, восстановлена за кратчайшие сроки руками чеченских мужчин. И вообще утверждать, что чеченцы и ингуши не имеют склонность к труду, могут только люди или ненавидящие их, или, как минимум, не знающие, кто они такие.
Общественная мораль в ЧР и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин. Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.
А авторам подобных публикаций советую – не лезть в чужой монастырь со своим уставом, как говорится в русской поговорке! Хотя и устава-то у них своего никакого нет.
Предупреждаю, что распространение ложных, порочащих сведений и несоответствие их действительности является правонарушением, за которое они могут быть привлечены к ответственности".
Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев
checheninfo.ru