ДАГЕСТАН. Как только речь заходит о Дагестане XIX века, так сразу же на ум приходит имам Шамиль, который, что уж скрывать, был центральной фигурой почти всю Кавказскую войну. Вроде бы он был противником объединения с Россией, и, обычно (не задумываясь и не вникая в историю) считают, что в этом движении его поддерживала вся Чечня и весь Дагестан.
На самом же деле все было далеко не так. Сторонников у него и в самом деле было очень много. Но и противников создания исламского государства, живущего строго по шариату, тоже хватало, тем более что мюриды не церемонились с дедовскими обычаями. Впрочем, сам Шамиль признавал, что прибегал к довольно жестким методам подчинения непокорных. Как бы там ни было, но Дагестан той поры не был единым и состоял из множества ханств, постоянно конкурировавших друг с другом. А когда на их земли пришел мюридизм, ситуация стала еще более путанной.
В самом начале XIX века власть в Аварском ханстве принадлежала Умма-хану Аварскому Великому. Его могущество было столь велико, что он не только свое ханство расширил, но и сделал своими данниками большинство других дагестанских и азербайджанских ханов и даже царя Грузии Ираклия II. Он же настойчиво отправлял в Санкт-Петербург просьбы о российском подданстве, что ему в конце концов удалось. Но наследников после себя он не оставил, если не считать двух дочерей, одной из которых была красивая и умная Баху-Бике, к тому времени выданная замуж за представителя местной знати.
Когда встал вопрос, кто унаследует ханство, Баху-Бике поддержала мужа и тот (Султан-Ахмед) получил ханский титул, обосновавшись в столице – Хунзахе. В браке с Баху-Бике у него было несколько дочерей и сыновей, но когда он умер, все они были еще слишком молоды, поэтому править стала Баху-Бике. Проблем это не вызвало, поскольку репутация у нее была пречудеснейшая, а о ее гостеприимстве рассказывали даже за пределами Аварского ханства.
Баху-Бике, как и отец, старалась укрепить связи с Россией, но в войны предпочитала не ввязываться, улаживая дело с помощью выгодных браков. Попытки же мюридов взять ее земли под свой контроль она успешно отражала. К сожалению, политика династических браков однажды дала трещину, когда на руку ее дочери Султанат (тоже красавицы) нашлось слишком много претендентов, из-за чего аварское ханство осталось без старого своего союзника в борьбе с мюридами и идеей кавказского газавата.
Ослабление позиций Аварского ханства сразу же заинтересовало имама Гази-Мухаммада, который, как известно, был одержим мечтой о создании единого для всех мусульман халифата и идеей газавата (собственно, он и объявил его Российской империи). Баху-Бике предвидела это и не дожидалась, когда к ней пожалуют воинствующие мюриды, и связалась с русским командованием в Тифлисе. Но русские войска и сами крепко увязли в борьбе с мюридизмом, поэтому командование предоставило только солидную финансовую помощь для формирования отрядов горского ополчения. Однако вскоре Гази-Мухаммад встретил свою гибель в ауле Гимры, где одним из двух выживших был еще молодой (и еще не имам) Шамиль.
Новым имамом стал Гамзат-бек, приходившийся Баху-Бике дальним родственником. Он совершенно спокойно жил в Хунзахе, и ханша принимала его в своем дворце, доверяя как сыну.
Однако этот не блещущий политическим даром человек оказался настоящим подонком. Вначале он предъявил Баху-Бике очень жесткие требования, который фактически делали ее ханство зависимым от него. Она должна была ввести законы шариата и разорвать союз с Россией. Ханша ответила отказом, согласившись лишь на принятие шариата. Гамзат сделал вид, что удовлетворен и этим, а в качестве знака доверия попросил отдать ему кого-то из представителей ханства. Чтобы договор был прочнее, Баху-Бике отдала своего 8-летнего сына Булача. Баху-Бике успокоилась, а вскоре обнаружила войско Гамзата у самой столицы. Гамзат требовал подчиниться ему. Один из сыновей, желая спасти малолетнего брата, пытался проникнуть в лагерь, но был пленен. Горе матери не знало границ и она потребовала, чтобы ее последний сын Нуцал немедленно отправился на переговоры в Гамзату, вместо того, чтобы собирать войско.
Нуцала встретили радушно, но начали сбивать с толку странными предложениями. Внезапно находившийся там же Шамиль резко набросился на Нуцала и заявил, что все хунзахцы – неверные, после чего Гамзат настоял на том, чтобы Нуцал вместе с ним и братьями отправился совершить молитву. По ее окончании Гамзат набросился на Нуцала с грязными оскорблениями, добавив к этому что он – враг ислама. Тот не выдержал и выхватил саблю. Охрана Гамзата словно ждала этого и, хотя Нуцал сражался храбро, он был убит, как и его брат. Живым остался только 8-летний Булач.
После убийства братьев Гамзат вошел в Хунзах. После этого, по одной версии, он убил Сурхай-хана, который имел права на аварский трон и к тому же имел звание полковника Российской армии. Баху-Бике имам вывез в соседнее селение, куда вскоре наведался сам. Баху-Бике холодно поздравила предателя с завоеванием титула хана, в ответ на что Гамзат сделал знак своему мюриду, и тот зарубил Баху-Бике.
По другой версии все было еще проще: Гамзат приказал зарубить ханшу прямо в Хунзахе. В принципе мюриды должны беспрекословно исполнять требования своего наставника не задумываясь о том, добро это или зло и пренебрегая даже некоторыми предписаниями Корана, так что ничего удивительного. Однако это мюриды (ученики). А вот соратники, не приходившиеся Гамзату мюридами, его поступок осудили. Даже не любивший хунзахцев Шамиль напомнил Гамзату, что не договаривался убивать всех аварских ханов. Он же, как в воду глядя, посоветовал Гамзату убраться из Хунзаха как можно скорее, ибо могут припомнить. Увы, Гамзат и по этому показателю был бездарь. Разумного совета Шамиля не послушал, решив, что теперь он – Царь всея Дагестана. И вообще новоиспеченный хан видел в Хунзахе центр всего кавказского газавата. Далее он хотел такими же вероломными методами захватить соседнее ханство, которое не желало принимать участия в газавате, и было проинформировано о «дивных» личностных качествах нового имама.
В итоге началось сражение, и жители Цудахара отвесили воинам Гамзата таких люлей, что только бегство позволило тому остаться живым. В Хунзахе тем временем мюриды стали считать себя «арийцами среди унтерменшей», да и новые законы имама людям радости не несли. В итоге ресурс благоволения Аллаха был исчерпан, и все произошло, как и пророчил Шамиль. Созрел заговор, и Гамзата убили. Припомнили убийство Баху-Бике и сопровождавшим его мюридам. Тех, кто скрылся в ханском дворце, сожгли вместе с дворцом, а тело вероломного имама несколько дней оставляли непогребенным.
Post scriptum. Когда оставшимся мюридам Гамзата стало известно о гибели их «блистательного наставника» они, несмотря на сопротивление человека, охранявшего мальчика, утопили Булача в реке, тем самым уничтожив последнего из рода аварских ханов.
Следующим имамом стал Шамиль.
checheninfo.ru