ЧЕЧНЯ. Чеченский народный герой Адин Сурхо (Сурхо, сын Ады, Сурхо Адиев) - чеченский народный герой, предводитель (баьчча). Архетип предводителя и защитника угнетенных, народный заступник. Историческая личность из общества ЧІебарла, села Кезеной. В Чеберлое сохранились руины замка Адин Сурхо. Терпящие произвол иноземных феодалов терские чеченцы-общинники поставили его во главе себя для организации действенного отпора.
Персонаж героико-эпической песни "Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады, живших у берегов Терека". Символ мужества (майра), терпения (собаре), защитника обездоленных (декъазчу нехан накъост), сыновнего послушания (нанна, юьртана муьтІахь).
Согласно полевым материалам, западно-чеченские общества обратились в центр к Мехк-Кхеташо с просьбой об оказании помощи по изгнанию феодалов. Для осуществления этой цели Народным Собранием был уполномочен Адин Сурхо. Борьба Сурхо Адиева отразилась в чеченском фольклоре как противостояние с кабардинским «князем Мусостом» за интересы простого, бедного населения края.
Можно предположить, что, очередная волна восточных переселенцев, в частности, из с. Иласхан-Юрт, в Притеречье была связана именно с этими событиями, либо переселение состоялась несколько позже. Соответственно, время военной активности Сурхо Адиева, по-видимому, относится к 50-м годам XVIII века. В документах 20-30-х годов XVIII века кабаки кабардинского феодала Кази-мурза Мударова располагались недалеко от Дарьяльского ущелья, а соседние горцы (осетины и ингуши), как сообщают источники, были «в его послушании».
Согласно имеющимся сведениям, кабардинцы ушли с р. Эндери-псу и р. Насран (ныне река в Ингушетии) из-за конфликта с чеченцами «после убийства ими князя восточных соседей». Первые ощутимые нападения на малокабардинцев начались ещё в 30-х годах. «Остается предположить, — заключает Н. Волкова, — что вторая группа, то есть последние кабардинские жители, ушли с Сунжи в 50-70-х годах XVIII в., так как обезлюдение части тер рии по Сунже, описываемое офицером Русской армии Л. Л. Штедером, в начале 70-х годов того же столетия, судя по Гюльденштедту, уже имело место».
Вытесненные с Ассы (Алхасты), Яндырки (Эндер), Назрани (Насран) и Сунжи (Инарук, Хапци, Хан, Пышт, Джагыш, Чилбахан, Бештаук, Абай, Кургок) малокабардинские князья отступили на речку Пседах, однако и отсюда были вытеснены непрекращающимися набегами чеченцев. Скорее всего, часть вытесненных к горам в верховьях Камбилеевки и Сунжи нохчмохкхоевцев у Рейнеггса «билитли», а также чеченцы, явившиеся с Сурхо (2-я миграционная волна), вновь осели на территории с. Доьлака. Сам же Сурхо, согласно этнографическим сведениям, поселился на месте где ныне располагаться с. Сурхахи (Сурхоте), названного в честь него.
(З.А.Тесаев. "Институт "Мехк-Дай" в истории Чечни (XVI - 1-я треть XIX в.)