К сожалению, о нем известно очень мало, окромя того, что был он охотником откуда-то из близлежащих мест. И пока я копал что мог о его личности, надеясь разузнать хоть что-то, я выяснил по большей части то, что личность Киляра, вернее его национальность, стала этаким канатом, который перетягивают на себя два, а иногда даже три народа: карачаевцы, кабардинцы и адыги. Последние, впрочем, нечасто, во всяком случае. Они имеют ту ценность, что я и не адыг, и не кабардинец, и не карачаевец, в родственных отношениях ни с одним из этих народов не состою (вообще-то мне все они симпатичны), и потому заинтересованным лицом не являюсь.
Россия движется на Кавказ. Когда Россия пришла на Кавказ – это было что-то вроде высадки на Марс, или типа того. Фактически все политические административные и военные наработки России (да и экономические – тоже) были рассчитаны на совсем другую культуру и другую географию. То, что хорошо работало, скажем, в Европе на Кавказе проваливалось или приводило даже к ухудшению ситуации. В общем, ситуация, мне видится похожей на то, как если бы великий альпинист однажды вдруг решил пройтись через болото. Не нужно быть Эйнштейном, чтобы понять, что правила здесь совсем другие и сочинять их придется на ходу. Так и Империя ужом извивалась, пытаясь найти хоть какую-то линию, которая работала бы.
Не будем перечислять все народы Кавказа, отметим только наиболее приближенных к Эльбрусу карачаевцев, которые после шатаний-метаний в конце концов в «добровольно-принудительном порядке» присягнули российскому императору. Произошло это в 1828 году и мирное соглашение с одной стороны освобождало карачаевцев от налогов, а с другой – обязывало их давать русским экспедициям оплачиваемое конное сопровождение (конных воинов) и подводы.
Это был очень важный для России пункт, поскольку Кавказ был крайне малоизученной территорией притом со сложнейшим рельефом. Так что было ясно, что как только здесь установится российская власть, регион будет постоянно исследоваться. Горцы приняли эти условия, однако ни о каком братании после вчерашних столкновений речи не шло. Наоборот – мир был неустойчивым.
Первая экспедиция на Эльбрус. Вообще-то первая экспедиция на Эльбрус произошла почти за 60 лет до описываемых событий. Однако о восхождении на его вершину тогда речи не шло, поскольку первая экспедиция ставила целью изучение почв, фауны и флоры этого региона. Кстати ее продолжительность в полной мере соответствовала этой цели и растянулась на 5 лет!
Вторая экспедиция. Именно о ней и пойдет речь. Взойти на вершину не то чтобы не планировалось, но основной целью это точно не было. Основная цель состояла в том, чтобы определить высоту пика и вообще дать более точное картографическое описание, необходимое для установления качественного пограничного контроля. Нельзя не отметить и то, что разные участники преследовали разные цели. К примеру, один из участников хотел здесь найти родственный венграм народ. Большинство же и вовсе было сопровождающими лицами. Организаторы справедливо опасались, что экспедиция по землям коренных жителей в сопровождении большого количества солдат и казаков может быть воспринята как акт агрессии. В общем-то, так оно и оказалось, и местные жители стали готовиться к обороне, стали сооружать завалы и т. д. Хотя нападений не было.
К счастью напряжение удалось снять, где подарками, где изменением линии поведения. Но настороженность сохранялась, особенно со стороны карачаевцев. Несколько облегчало ситуацию то, что экспедицию сопровождали местные проводники «из черкес», как писали офицеры и ученые. Порой таковых было до 400 человек.
«Кто первый? Победителю приз!». Когда задачи экспедиции были выполнены, и большинство неместных участников были измучены «горной болезнью», руководитель экспедиции генерал Эммануэль предложил тому из проводников-черкесов, который первым поднимется на вершину, крупный денежный приз (кажется, 500 рублей) и золотые часы.
Стимул более чем солидный. Черкесы закатали рукава, а остальной народ принялся ставить на черкесов, слово на скакунов и лидером был черкес Магомет Дудов. Однако так получилось, что первым поднялся не он, а тот самый охотник Киляр, которые не раз охотился поблизости, хотя на саму вершину и не поднимался, ибо смысла не видел. Так кто же был по национальности Киляр, которого записки и документы называют черкесом?
Киляр – адыг? Как известно, мы говорим «черкес» – подразумеваем «адыг». Ну и наоборот. Но это сейчас мы так говорим и так подразумеваем. А в ту пору, говоря «черкес», подразумевали практически все народы северо-западного Кавказа. При этом даже здесь не было четких границ. Случалось, что в «черкесы» записывали даже грузин или чеченцев. В общем, для тогдашних жителей России чуть ли ни все жители Северного Кавказа были черкесами, как и для нынешнего американца, все кто из России – русские. Так что этот «этноним» ничего не говорит. В теории допустить адыгское происхождение Киляра можно, но нужны еще какие-то доказательства, в противном случае его можно будет так же легко наделить любой другой национальностью, которая тогда подразумевалась под обобщенным этнонимом «черкес».
Киляр – кабардинец? А вот это куда интереснее. Но нужно сделать оговорку, что кабардинцы многими считаются субэтносом адыгов, а некоторыми – теми же адыгами. Однако есть и иные мнения. Поэтому для простоты будем считать что кабардинцы и адыги – это не совсем одно и то же, а остальные пусть уже решают этот вопрос как им удобнее.
Из записок членов экспедиции известно, что их долгое время сопровождал некто Арслан-бек. И хотя он формально тоже считался черкесом, но известно, что он был кабардинским князем из семьи Джамбулат. Вместе с ним экспедицию сопровождали и четыре сотни его вассалов, о которых говорилось выше.
Логично предположить, что этот черкесский, а на самом деле кабардинский отряд дал экспедиции и тех проводников, которые добрались до вершины Эльбруса. Держим это в голове как рабочую теорию.
Киляр – карачаевец? Этот вариант тоже нужно принять в расчет, поскольку финальная часть маршрута экспедиции походила все же по территории Карачая. Так что логично предположить, что и проводники должны были быть местными, т. е. карачаевцами, а не уроженцами других мест. Кроме того о Киляре известно, что он многократно охотился в этих горах и хорошо знал эту местность, что более вероятно в случае с местным жителем, чем с пришлым. Так что эту версию тоже считаем рабочей.
Подводим итоги. У нас есть три варианта: «черкес»-адыг, «черкес»-кабардинец, и «черкес»-карачаевец. Какой выбрать как наиболее логичный? Вариант с адыгом нужно отбросить, поскольку, кроме этнонима «черкес», употребляемого в ту пору к месту и не к месту, в его пользу не говорит ничего. Кабардинская версия имеет слабое место в том, что Арслан-бек со своими людьми, как видно из записок, сопровождал экспедицию в течение нескольких дней, после чего вернулся к себе, ибо дальше начинались карачаевские земли. Хотя, конечно, можно допустить, что вернулся только он сам и, скажем 398 из 400 человек, а двое остались, чтобы подняться на Эльбрус. Но это уже не более чем некоторая вероятность.
Карачаевская версия хороша тем, что и действие происходит на ее территории и проводники должны быть скорее местными, чем неместными. К тому же именно после того как из текста исчезает кабардинец Арслан-бек там появляется некий «черкес Магомет Дудов», который точно принадлежал к одному из влиятельных карачаевских кланов. И именно он был фаворитом в восхождении. Здесь же появляется и Киляр, который, судя по запискам, лучше переносил большую высоту, чем Магомет, который на самом последнем отрезке буквально лишился всяких сил.
Post scriptum. Стало быть, Киляр, был приспособлен к этой местности даже лучше, чем стопроцентно местный житель Магомет Дудов. Вероятно, он был не просто местный, а свой в доску и не вылезал отсюда. Как логичнее все же предположить то, что Киляр был карачаевцем. Это было видно во время Экспедиции на Эльбрус 1828 года, когда лишь чудом удалось избежать конфликта. Однако в 1864 году в Приэльбрусье была совершена еще одна экспедиция, которая затрагивала и этнографический вопрос, описывая местные народы. На этот раз, когда экспедиция проходила по карачаевским местам, ее встретили доброжелательно и у ученых была возможность пообщаться как следует. Руководитель экспедиции (Густав Радде) говорил, что именно карачаевцы живут ближе всего к Эльбрусу и пасут стада вплоть до кромки снегов. И, что самое главное, Радде отмечал, что именно из среды карачаевцев вышел Киляр, что, на мой взгляд, ставит точку в вопросе определения национальности Киляра.
checheninfo.ru