ЧЕЧНЯ. Очередная годовщина выселения чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию, мероприятия, ежегодно проводимые чеченцами Дагестана в связи с этой трагической датой, всякий раз вызывают неоднозначную реакцию в определенных слоях дагестанского общества. И если для основной части жителей нашей республики эта тема не является предметом хоть какого-либо интереса, что, в принципе, неудивительно, учитывая всеобщую инертность российского общества, существует небольшая прослойка людей, для которых чеченская тематика и проблемы, связанные с территориальной реабилитацией чеченцев Ауха, являются прекрасным поводом для очередной демонстрации своих недюжинных историко-правовых познаний.
Не подвергая сомнению профессиональные качества кандидата исторических наук Зураба Гаджиева и даже пропуская его очевидную ангажированность частью ингушской интеллигенции, вставшей на путь открытого искажения нашей общей истории и в своем рвении переходящей все существующие рамки приличия и границы дозволенного, вызывает недоумение и даже легкое беспокойство его однобокое и поверхностное изложение своего видения проблемы переселения лакского населения на новое место жительства и восстановления Ауховского района.
Отталкиваясь от заявления депутата Государственной думы РФ Бувайсара Сайтиева и моего интервью РИА «Дербент», Зураб Гаджиев перемешал суть обращения Бувайсара Сайтиева к дагестанцам и изложенные мной факты и соображения по данной проблеме, превратив это, по образному выражению Дмитрия Медведева, в своеобразный компот.
В своем обращении к дагестанцам Бувайсар Сайтиев говорит только лишь о том, что пора бы уже положить конец этой, длящейся вот уже тридцать лет (Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» принят 26 апреля 1991 года) истории с реабилитацией репрессированных чеченцев, никак не способствующей, а то и препятствующей налаживанию добрососедских отношений между народами нашей республики и прямо влияющей на ситуацию в регионе. При том, что существует вся нормативно-правовая база, есть материальное обеспечение, уже более 80% лакцев переселено (по официальным данным), а реализация пункта о восстановлении Ауховского района стоит на месте.
К слову, буквально в эти дни Председатель Правительства РД Абдулпатах Амирханов провел совещание по вопросу переселения лакского населения, где он так же отметил, что вопрос переселения тянется уже 30 лет и на котором вновь было заявлено о необходимости дополнительного финансирования и была озвучена фантастическая сумма в 12 млрд рублей. Здесь важно подчеркнуть, что до окончания переселения лакцев речи о восстановлении Ауховского района нет, и чеченцы все эти 30 лет живут ожиданием завершения этих процессов. Это, к слову, о том, что закон должен работать в обе стороны, а не выборочно. Пока он работает только в одном направлении.
Зураб Гаджиев в своеобразной манере, менторским тоном рекомендует Бувайсару Сайтиеву отметить, что чуть ли не почти половина района, а именно четыре села из десяти, а если точнее, три (два села объединены в одну административную единицу), покинуты лакцами и им возвращены чеченские названия, при этом не уточняя, что это самые маленькие села в районе, в которых всего проживает 3373 человек из 41615 (данные на 2021 год), проживающих в Новолакском районе, что составляет 8% от числа всех жителей района. Негоже уважаемому историку, имеющему научные регалии и претендующему на лавры миротворца так произвольно трактовать текущее состояние дел в таком щекотливом вопросе.
Следует отметить, что Зураб Гаджиев большую часть своего интервью практически по всем пунктам соглашается с изложенными фактами и политической подоплекой в вопросе восстановления прав репрессированных чеченцев, однако на свой лад и по своему разумению трактует существующие проблемы в реализации программы переселения лакцев и восстановления Ауховского района.
Не следует столь посвященному в эти проблемы и обладающему «специальными» знаниями человеку так ловко приписывать всемирно известному и заслуженному человеку то, чего он не говорил в своем обращении, нет в обращении Бувайсара Сайтиева никаких упреков и обвинений в адрес лакцев, и не только лакцев, и уж тем более не следует самому умело уводить проблему в межнациональную плоскость, в чем попутно обвиняет чеченскую сторону.
Стоит отметить, что не чеченцы сидят в многочисленных кабинетах на всех уровнях и не чеченцы создают всевозможные препоны и препятствия для получения многочисленных справок и документов, не чеченцы являются причиной затягивания переселения лакцев и уж тем более нет в этом вины депутата Государственной Думы Бувайсара Сайтиева.
Вся законодательная база, как уже говорилось выше, имеется, деньги, и немалые, выделены, населенные пункты со всей необходимой инфраструктурой возведены, взамен одного дома большинство лакских семей получили несколько новых, пункт о компенсации является лишь удобным инструментом для умышленного затягивания данного вопроса и средством достижения иных, не афишируемых целей.
Тем более странно упрекать чеченцев в том, что они спекулируют и используют в политических целях пережитые нашими предками горе и страдания, гибель тысяч наших соплеменников в годы репрессий и сложившуюся ситуацию с восстановлением чеченцев в своих конституционных правах. Эти вопросы следовало бы переадресовать дагестанским чиновникам, несколько десятилетий наживающимся, по Зурабу Гаджиеву, на «людском горе, различных неурядицах и вообще межнациональных вопросах, превращая их в предмет политического майнинга, предвыборного пиара и разного рода популистских спекуляций».
Приветствуя желание уважаемого историка принять участие в «выработке конкретных инструментов по повышению доверия между представителями заинтересованных групп» и готовность, если того будет требовать ситуация, «ходить буквально от дома к дому, выясняя подлинное положение дел и проблемы конкретных людей на местности», мы в свою очередь также выражаем свое согласие и готовность к совместной работе в этом направлении.
Единственное, что мне непонятно, о каких многочисленных просьбах чеченских «блоггеров» заняться Ауховским вопросом идет речь, кого они представляют, о каких длительных переговорах посредством общих друзей, знакомых и т.д. говорит автор и причем здесь территория Ингушетии и Барахоев.
Представляя единственную общественную организацию чеченцев Дагестана и непосредственно занимаясь этими вопросами, мне не приходилось с этим сталкиваться, а присутствие в блогосфере самых разных групп и интересантов, неведомо кого представляющих и неизвестно какие цели преследующих, не является прямым представительством чеченцев в данном сегменте.
У нашей организации, являющейся единственным органом, представляющим интересы чеченцев Дагестана, есть свои официальные страницы в социальных сетях, все публикации, в том числе и в различных печатных изданиях республики, подписываются ответственными лицами, представляющими исполнительный орган нашей организации. Все остальные публикации на эту тему не являются официальным отражением позиции Общественного совета чеченцев Дагестана и ссылки на некие «паблики, разжигающие межнациональную рознь и смуту, тем более заявляющие к Дагестану территориальные претензии и круглосуточно поливающие грязью дагестанцев», абсолютно несостоятельны и не имеют к чеченцам Дагестана никакого отношения.
При желании можно выкатить обратный список, и довольно объемный, тех, кто занят ровно обратным, кто усердно переписывает историю нашего родного края, умело и довольно бесцеремонно перекидывает целые народы с одного края кавказских гор на другой, переходя в своих фантазиях все мыслимые и немыслимые края и объединенные одной идеологической платформой, в своей основе являющейся отражением взглядов и мыслей людей, пораженных тяжелой формой болезни под названием «чеченофобия», уважаемый историк прекрасно понимает, о чем речь.
Здесь же важно отметить еще один важный, на мой взгляд, нюанс. Когда мы говорим о чеченцах Дагестана, мы довольно часто видим подмену слова чеченцы на незнакомое большинству жителей республики «аккинцы, аккинский вопрос» и т.п. Все это является попыткой определенных сил внести невидимое, на первый взгляд, но имеющее далеко идущие последствия, дробление единого чеченского этноса и локализацию ауховского вопроса. Аккинцы являются лишь одним из многочисленных тукхумов, входящих в единую структуру чеченских тейпов, широко представленных в том числе в Аухе, и никак не могут быть выделены в отдельную этническую группу. Не буду сейчас уходить в истинные причины этой, умело разыгрываемой, комбинации, но посвященные люди знают, в чем здесь причина и чьи интересы при этом преследуются. Мне бы не хотелось и далее углубляться в эти многочисленные нюансы и переводить диалог в русло претензий и бессмысленных споров.
Просто считаю важным довести до читателей, не обладающих достаточной информацией о состоянии дел в этом крайне сложном и неоднозначном вопросе, реальное положение вещей, и передать всю остроту сложившейся ситуации. И в этой связи мы приветствуем желание кого бы то ни было помочь разрубить этот гордиев узел противоречий, доставшийся нам в наследство.
Однако, считаю необходимым еще раз обозначить стартовые позиции, которые не подлежат сомнению и какой-либо иной трактовке. Это прежде всего признание факта депортации чеченцев с мест их исторического проживания, их конституционное право на реабилитацию, в том числе территориальную, закрепленное в Законе «О реабилитации репрессированных народов» от 1991 года, решение III Съезда народных депутатов ДССР «О восстановлении Ауховского района» в границах 1944 года. Все, что происходило в последующие годы и продолжает происходить сегодня, является предметом обсуждения всеми заинтересованными сторонами.
Здесь же хочу еще раз подчеркнуть – все попытки навесить на чеченцев Дагестана ярлык сепаратистов не имеют под собой вообще каких-либо оснований и если у непосвященных это может создать впечатление обоснованности подобных измышлений, то для тех, кто хоть немного знаком с реальным положением дел, ясно и понятно, что эти предположения явно надуманны и преследуют свои определенные интересы. Чеченцы компактно проживают в шести районах Дагестана и в городе Хасавюрт, также немало чеченцев проживает в Махачкале, Кизляре и Кизилюрте , и даже мысленно невозможно представить себе, как восстановленный в обозримом будущем отдельно взятый Ауховский район и проживающие в нем чеченцы, кровно связанные многочисленными родственными и прочими узами со всеми чеченцами Дагестана, могут пуститься в самостоятельное плавание, не говоря уже о том, что это невозможно в принципе. Нужно понимать и знать законы нашей страны и прекратить все спекуляции на эту тему.
С самого начала чеченцы Дагестана в своих требованиях и предпринимаемых усилиях по восстановлению исторической справедливости в отношении нашего народа ни на шаг не отходили от норм и положений действующего законодательства нашего государства и нет такого прецедента, чтобы мы отступили от этой линии. Если у второй стороны есть такие факты, пусть приводят, а голословные утверждения о каких-то недобросовестных попытках подмены предусмотренных Конституцией РФ для этих целей конституционно-правовых институтов и механизмов не имеют под собой никаких оснований.
Более того, мы прекрасно осознаем, что только следуя духу и букве Закона мы сможем добиться полной реабилитации нашего народа, что положило бы конец этой, не самой приглядной, прямо скажем, истории во взаимоотношениях между нашими народами и мы смогли бы с полной уверенностью сказать в назидание нашим потомкам, что мир и согласие между народами нашей многонациональной республики являются основой процветания и развития нашего родного Дагестана, и чеченцы Ауха, являясь одним из официально признанных коренных народов нашей республики, обладают равными правами со всеми народами Дагестана и несут такую же ответственность за будущее нашей общей для всех родины – единого и неделимого Дагестана.
Адам Мачаев, член Исполкома ДРОО «АУХ»
Источник: RIADERBENT.RU
checheninfo.ru