ЧЕЧНЯ. «Танец кольца». Согласно фольклорным источникам, в доисламское время у чеченцев существовал воинский танец «чагаран хелхар — танец кольца», который исполнялся воинами перед вступлением в бой. Воины с обнаженным оружием становились в круг и пели воинственные песни, затем начинали движение по кругу, постепенно ускоряя его и входя в исступленное состояние и экстаз. Вдохновленные единством духа и ритмом танца, они, не ощущая ни страха, ни боли, вступали в бой.
«Ловзар» в переводе с чеченского означает «Игры». Раньше на «Ловзаре», кроме танцев, обязательно бывают скачки и ходьба на канатах, состязания лошадей, лазание по столбу вверх, вольная борьба и стрельба из лука.
Парная лезгинка. В чеченской парной лезгинке, страстной и быстрой, начинать танец должен мужчина, а завершает его, наоборот, девушка. И ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца.
Ключевые особенности чеченской лезгинки скрыты в манере исполнения. Например, в круге ловзар одновременно может находиться только одна пара, в то время как у дагестанцев несколько. Характер исполнения танца у мужчин и женщин тоже несколько отличается. В первых чеченская лезгинка выглядит не такой ловкой и динамичной, однако, более воинственной. Ее танцуют с согнутыми коленями, несколько приземленно. Положение рук мужчины, разведенных в стороны в виде креста, означало солнце на восходе и закате. Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движении. Девушки исполняют танец на пальцах, двигаясь лицом и спиной вперед с полной стопой. Руки тоже находятся на низком уровне.
Чеченская лезгинка и народы Кавказа. Возможно, осетинский Тымбыл кафт был перенят от вайнахов. Также возможно вайнахское происхождении адыгских танцев Исламей и Шэшэн.
Вайнахской ловзар часто проходит со специальным ведущим, который исполняет роль тамады и главного заводила. Он приглашает пары поочередно в круг, используя что-то вроде дирижерской палочки. На праздниках также могут быть тамады девушек и юношей, сидящих лицом друг к другу и образующих квадрат или прямоугольник, при этом тамады девушек и юношей сидят в противоположных его углах.
Об архаичности и связях народного танца с охотничьим ритуалом говорят и названия его элементов или вариантов: «ча болар — поступь медведя», «ка болар — поступь барана», «сай болар — поступь оленя». И медведь, и баран, и олень считались священными у чеченцев и, по всей видимости, в более древнее время были тотемными животными.