ЧЕЧНЯ. Танец является одним из самых древних видов искусства .
Танец способен выразить все известные человеку чувства и эмоции. Еще в глубокой древности наши предки каждое событие в жизни сопровождали специальными танцами.
По мере развития человечества танцы меняли свою направленность, движения и ритм. Сейчас на земле существует огромное количество форм, видов и стилей танца. Чеченская танцевальная культура восходит к глубокой архаике. Культо-вые бронзовые статуэтки III тысячелетия до нашей эры, найденные на территории Чеченской Республики, так же, как и изображения стилизованных человеческих фигур на камнях древних построек, могут дать представление о некоторых элементах ритуальных танцев чеченцев. Металлические изваяния мужских фигур, стоящих на носках, обнаружены в материалах кобанской археологической культуры.
По всей видимости, стилистика ковровых узоров также может содержать в себе информацию о рисунке чеченского танца – и женского, и мужского.
По количеству участников чеченские танцы делятся на коллективные, парные и индивидуальные. Коллективные и индивидуальные танцы могут быть женскими и мужскими. Коллективные народные танцы исполнялись четырьмя, шестью, восемью парами, то есть четным количеством пар, и их построение напоминало особый узор.
Кроме того, чеченский народный танец делится на различные жанры, специфика которых связана с их истоками, особенностями среды, в которой они возникают, их смысловой наполненностью. Это обрядовые танцы (свадебные, танец, исполняемый во время обряда вызывания дождя, и т.д.), профессиональные (воинские, пастушеские и т.д.), праздничные, ритуальные (религиозные).
Парный танец (танец мужчины и женщины) имеет ритуальный характер и, по мнению исследователей, связан с космогоническими представлениями чеченцев, прежде всего, с культом солнца. В чеченском мифе «Как возникли солнце, луна и звезды» рассказывается о том, что «один искусный кузнец послал к прекрасной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа он взял золотую головешку и отправился к ней. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он бежал за ней до тех пор, пока оба они не погибли. Искры от головешки превратились в звезды, от сестры осталось сияние, от брата – головешка. Они превратились в луну и солнце. И до сегодняшнего дня солнце не может догнать луну». И движение мужчины за женщиной по кругу – это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). При этом элементы чеченского танца отражены в солярной символике, изображенной на поясных пряжках VI–V веков до нашей эры.
У чеченцев существовал воинский танец «чагаран хелхар – танец кольца», который исполнялся воинами перед вступлением в бой. Воины с обнаженным оружием становились в круг и пели воинственные песни, затем начинали движение по кругу, постепенно ускоряя его и входя в особое состояние. Вдохновленные единством духа и ритмом танца, они, не ощущая ни страха, ни боли, вступали в бой.
Но, помимо этого, целью исполнения воинских танцев были совершенствование навыков владения холодным оружием, координирование совместных действий в бою, военно-спортивная подготовка. При этом они содержали множество акробатических и гимнастических элементов.
Пастушеские танцы были достаточно демократичными и исполнялись в более свободной манере. Непременными атрибутами их были мохнатая шапка из овечьей шкуры, бурка и пастушеский посох. Они включали в себя акробатические элементы, которые исполнялись с посохом.
Свадебные танцы должны были исполняться в торжественной, сдержанной и аристократической манере, хотя могли содержать и комические элементы. Надо отметить, что главная особенность чеченских танцев – беседа между партнерами, красивый немой диалог, насыщенный тончайшими нюансами. Во время танца юноша не должен касаться партнёрши даже краем одежды.
Как говорил российский танцор Андрей Вавилин, танец – это маленькая модель жизни в несколько минут, со своими эмоциями и переживаниями. Именно поэтому чеченские танцы актуальны и в современности, и являются прочной составляющей нашей культуры.