ДАЙДЖЕСТ: |
Так, в здании СДК состоялось мероприятие «Ловзар», цель которого заключалась в популяризации чеченской культуры. Работники сельского Дома культуры ознакомили присутствующих с обычаями и традициями чеченского народа. Они рассказали об основах чеченских гуляний, национальных танцах и их особенностях, а также о том, как правильно вести себя на традиционных мероприятиях.
Итак, само понятие «ловзар» переводится с чеченского как свадьба или игра. Ловзар имеет свои каноны, правила и достопримечательности. Всё это связано в единый зрелищный механизм, который поднимает настроение и ощущение праздника всем присутствующим. Ловзар в чеченской культуре был всегда. Наши деды рассказывают, что даже во время выселения чеченцы и ингуши устраивали ловзар, тем самым поднимали себе дух в то нелегкое время. Раньше на ловзаре обязательно бывали скачки и ходьба на канатах, состязания на лошадях, лазание по столбу вверх, вольная борьба и стрельба из лука. Но неизменным атрибутом ловзара была и остается лезгинка – национальный парный танец народов Кавказа.
Чеченская парная лезгинка имеет свои особенности. Например, начинать танец должен мужчина, а завершает его, наоборот, девушка. Ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца. Ключевые особенности чеченской лезгинки скрыты в манере исполнения. Например, в круге ловзар может находиться только одна пара, в то время как, например, у дагестанцев – несколько. Характер исполнения танца у мужчин и женщин тоже несколько отличается. Положение рук мужчины, разведенных в стороны, изначально означало солнце на восходе и закате. Когда же он сгибает одну руку к груди, а другую отставляет в сторону, это означает солнце в движении. Девушки исполняют танец на пальцах, двигаясь лицом вперед. Руки у них находятся на низком уровне. Все эти правила могли бы быть забыты, если бы не работники культуры, которые сохраняют и передают молодому поколению все обычаи и традиции чеченского народа.
Также на днях в Сельском доме культуры ст. Калиновской состоялась выставка поделок «Обычаи и традиции чеченского народа», которую посетили все желающие. В экспозиции выставки были представлены не только работы формирований декоративно-прикладного искусства «Мастерская рукодельниц» и «Резное дело», но и предметы быта прошлого столетия. В ходе выставки руководители ДПИ-формирований рассказали присутствующим о том, как и для чего использовали предметы быта предки чеченского народа. Например, интересное значение имел кIудал – кувшин для воды. Их в доме каждой семьи всегда было много, причем самых различных. Отличались они не только по материалу, но и по форме. Раньше в селах и горной, и равнинной местности, естественно, не было водопроводов, и воду брали из естественных источников. Именно поэтому села всегда возникали неподалеку от водоемов. За водой по традиции ходили женщины и девушки.
В основном, ходили к родникам, так как родниковая вода была естественно чистой и прохладной. Для этой цели и нужны были кувшины, которые были неизменными спутниками хозяйки дома – каждый день она или ее дочь не раз преодолевали путь от дома до родника и обратно. Для молодых незамужних девушек эти походы имели особое значение – ведь зачастую у родника могли стоять молодые люди, которые хотели найти себе невесту. И вот в этой ситуации кувшин играл не последнюю роль.
КIудал нес в себе информацию о его владелице. Так, если у сосуда было узкое, высокое и утонченное горлышко, то это означало, что девушка не замужем. Но если горло кIудал было короткое и форма у него была менее изящной, то это значило, что его хозяйка замужем и является хранительницей очага. Если случалось так, что молодой человек присмотрел себе невесту, то он сообщал об этом ближайшей родственнице, которая уже ставила в известность родителей юноши. Все остальные хлопоты по поводу сватовства и свадьбы ложились на отца с матерью. Вот таким образом кувшин становился символом любви, семьи и семейного счастья в культуре чеченского народа.
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»