Началом активной, наступательной фазы военного утверждения Российской империи в Западной Черкесии можно считать 1830 г., чему предшествовало окончание очередной русско-турецкой войны (1828—1829 гг.) и заключение Адрианопольского договора между Россией и Турцией, по одному из пунктов которого первая получала от второй северо-восточный берег Черного моря, наиболее протяженный участок которого занимало побережье Черкесии.
Идея изоляции Черкесии от Турции появилась в том же 1830 г., когда Кавказский комитет постановил устранить идеологическое влияние Турции на черкесов и пресечь торгово-экономические связи между турками и черкесами с помощью фортификации побережья и его патрулирования кораблями Черноморского флота. Комитет считал возможным ограничиться возведением крепостей в Геленджике, Пицунде и Сухуме, что и было осуществлено на протяжении 1830—1831 гг. В этот же период были воздвигнуты укрепления в Гаграх и Бомборах. Таким образом, вместе с Анапой, на северо-восточном побережье Черного моря появились шесть русских фортов. В качестве перевалочного пункта между Анапой и Геленджиком в 1836 г. специальной экспедицией генерала А.А. Вельяминова было возведено еще одно укрепление у устья р. Дооб, которое получило название «Александровское», позже переименованное в «Кабардинское».
Идею создания прибрежных укреплений в Черкесии разделяли ключевые фигуры российского генералитета — командир Отдельного Кавказского корпуса И.Ф. Паскевич и командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории А.А. Вельяминов — которые предлагали сочетать фортификации побережья с решительным наступлением на Черкесию. Но до 1833 г. речь еще не шла о целой цепи прибрежных фортов, которая имела бы свое военно-административное обрамление.
В 1833 г. Вельяминов предлагал прибегнуть к фортификации всего северо-восточного побережья Черного моря, уделяя при этом особое внимание участку от Анапы до Гагр, который подлежал бы усиленному контролю. Будучи сторонником жестоких методов завоевания, он видел в фортификации побережья, прежде всего, средство экономической блокады. «Отрезать же горцев от сношений с турками важно потому, что если от Кубани мы будем делать набеги на земли черкесов и истреблять ежегодно все их хлебные запасы, вытаптывать их поля и оттеснять их все дальше в горы, где у них мало пастбищ, то, не имея подвоза хлеба с моря, они изнемогут в несколько лет и подчинятся нам», — предлагал генерал.
Примечательно, что официальные источники за 1834—1836 гг. демонстрируют смещение акцентов от военных экспедиций в Черкесию, которые должны были дать быстрый результат, к стратегии поэтапного наступления с последовательным строительством протяженных военных линий. Николай I одобрял дальнейшую фортификацию черкесского побережья, а военным действиям против Черкесии император придавал гораздо большее значение, чем войне в Чечне и Дагестане. «Действия на правом фланге несравненно важнее и по цели своей и по последствиям» — считал он.
Некоторые представители царского правительства и командования выступали за постепенную и относительно безболезненную интеграцию Черкесии в состав России, с дозированным применением военной силы. Так, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (позже — наместник Кавказа) граф М.С. Воронцов в 1836 г. предложил Николаю I отказаться от сухопутных экспедиций со стороны Кавказской линии, т.к. такая система «неминуемо устрашает и раздражает горцев», и сместить акценты на побережье — «... вести военные действия со стороны моря, воздвигая укрепления на черкесском побережье»3. Граф считал, что только посредством развития торговли можно обеспечить лояльность черкесского народонаселения к России и изолировать его от иностранного влияния.
В том же 1836 г. Воронцов по «высочайшему повелению» Николая I обозрел с моря побережье Черкесии. Как свидетельствует француз М. Сент-Совер, граф предложил императору возвести на побережье между Геленджиком и Гаграми 20—25 фортов, каждый из которых защищался бы гарнизоном из 500 чел. и 4 орудиями, а крейсирование усилить пароходами. Воронцов, как убеждают эти сведения, придавал особое значение черкесскому участку побережья, предлагая здесь усиленные меры по фортификации и крейсированию.
checheninfo.ru