ЧЕЧНЯ. Место нахов на Кавказе. Состав и расселение нахчийских племен на рубеже тысячелетий. Существование в центральной части Кавказа в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. развитого и консолидированного нахского общества явилось надежным щитом с севера, прикрывавшим цивилизации Переднего Востока от нашествий полчищ варварских племен, обитателей степей Евразии. Убедительным доказательством тому служит и тот факт, что с VI по II вв. до н.э., в эпоху могущественного нахского государства, истории неизвестны какие-либо нашествия номадов степей в Переднюю Азию через Кавказ. Очевидно, что неоднократные нашествия многочисленных кочевых племен останавливались у северных границ Нахаматии и отбрасывались назад, и страны Передней Азии были надежно защищены от их губительных вторжений. Лишь после падения государственного объединения нахов, начиная с рубежа новой эры, кочевники стали проходить через Кавказские перевалы и совершать сокрушительные нашествия на страны Кавказа и Передней Азии.
Нахский щит Кавказа. На протяжении тысячелетий линия защиты оседлой кавказской цивилизации от варварского мира скотоводов-степняков («железные ворота» Кавказа) проходила по северной границе Нахаматии, где на подступах к северокавказским степям была построена цепь укрепленных городов. Однако падение Нахчийского государства (около 210 г. до н.э.) стало переломным моментом и во многом определило дальнейший ход исторического развития не только нахского, но и других народов Кавказа. Именно после этого линия железных ворот Кавказа перемещается к югу от Главного Кавказского хребта и пролегает уже вдоль укрепленных ворот Дарубал вблизи местности Жинвали, а в западной части Южного Кавказа – по Рачинскому и Эгрисскому хребтам. Начиная с этого периода, территория выше (к северу) от указанной линии в античных и раннесредневековых источниках условно, в географическом смысле именуется уже Сарматией ( Азиатская Сарматия), а ворота Дарубал (Цилканские, Дурдзукские ворота) – Сарматскими воротами.
Именно по южной границе Азиатской Сарматии – по Эгрисскому и Рачинскому хребтам, проходят в западной части Южного Кавказа приграничные укрепления Римской, а затем и Восточно-Римской (Византийской) империи (Понтийский лимес), а в восточной части Южного Кавказа, по линии северных отрогов Лихского хребта – Сарматские (Цилканские) ворота возле Жинвали – Камбечани – нижнее течение Алазани – Дербент, проходит укрепленная граница Сасанидской Персии.
«Варваризация» Нахчаматии. После разрушения нахского государственного объединения картина меняется. Сложившейся ситуацией воспользовались кочевнические племена, которые, не встречая уже организованного сопротивления, начали постепенно проникать в богатые области Нахчаматии. Археологический материал свидетельствует о том, что именно во II–I вв. до н.э. начинается проникновение степных племен в отдельные равнинные районы (Ставропольская возвышенность и Кисловодская котловина) Центрального Кавказа. Сравнительно беспрепятственное проникновение в равнинные зоны западной части Центрального Кавказа ираноязычных кочевых племен, стоявших на более низком уровне развития, чем нахское население, приводит к варваризации некогда цветущих областей нахского государства и упадку нахской культуры. На рубеже новой эры начинается, вероятно, некоторый отток нахского населения из равнинной части Центрального Кавказа в предгорные и горные зоны. Но, безусловно, основная часть жителей этих земель осталась на своих прежних местах, ибо полное смещение населения почти никогда не наблюдается, о чем свидетельствует также и археологический материал.
Одновременно в южные области Нахчаматии начинают постепенно проникать грузиноязычные племена. Впоследствии некоторая часть нахского населения подвергается ассимиляции со стороны ираноязычных и грузинских племен. Однако необходимо отметить, что процесс иранизации и грузинизации нахского населения на Северном и Южном Кавказе соответственно был не столь быстрым и легким, как это иногда представляется в исследовательской литературе.
Имеющийся материал не дает никаких оснований предполагать, что не только в первом тысячелетии до новой эры, но и в первом тысячелетии новой эры произошли какие-либо существенные изменения границ расселения нахских племен.
Нахские этнонимы на рубеже новой эры. После распада нахского государственного объединения, разумеется, потеряли смысл и бытовавшие в то время политические названия – малхи/махли, нахчаматеан, мосхи/масахи, кавкасиани, дурдзуки, под которыми страна нахов была известна среди соседних народов. Этноним малхи (махли, малхуз) древние абхазы, адыги и ираноязычные племена использовали в качестве общего наименования нахов и, соответственно, нахского (малхийского) государства.
В конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. на Кавказе происходят существенные этнодемографические изменения: в северо-западные районы Центрального Кавказа проникают, оседая там, ираноязычные племена, а в центральные области Южного Кавказа – грузиноязычные племена. На Южном Кавказе грузиноязыные племена постепенно вклиниваются между нахами и абхазами, а на Северном Кавказе ираноязычные племена вклиниваются между нахами и адыгами.
В результате, со временем прямые этнические контакты между нахами и абхазами, нахами и адыгами прерываются, вследствие чего происходят изменения и в использовании связанных с ними имен: у абхазов название малх исчезает из живой речи и остается только в фольклоре; у адыгов термин малх преобразуется в мыщх, в фольклоре же остается в неизменном виде; у потомков ираноязычных племен – осетин имя малх (махалон) переходит в название одного из нахских народов, непосредственно соседствовавшего с ними, – ингушей.
Аналогичная ситуация и с названиями дурдзук и мосох/мосх. Имя Дурдзук, как и Кавкас (кавкасиани), было общим древнегрузинским наименованием нахов, но затем перешло в название части нахов, соседствовавшей с грузинами. Термин мосх/мосох, в I тыс. до н.э. являвшийся общедагестанским названием нахского государственного объединения, в раннесредневековый период обозначает уже нахов восточной части Центрального Кавказа, позднее – нахских жителей горной части современной Восточной Грузии, и, наконец, становится названием одного из подразделений нахского этноса – цова-тушин.
«Закономерности развития этнонимов таковы, – отмечает Н.Г. Волкова, – что они всегда обусловлены той конкретной исторической эпохой, в условиях которой существует и развивается этнос и связанная с ним этническая номенклатура.
Изменения в исторической обстановке нередко влекут за собой и изменения соответствующих этнических названий, исчезновение одних и появление других». На рубеже новой эры нахи известны уже по названиям отдельных племенных групп. Так, античные, древнеармянские и древнегрузинские авторы упоминают в центральных районах Кавказа племена, которые исследователи справедливо сопоставляют с нахскими.
Это троглодиты, исадики, хамекеты, сербы, арги, дигоры, пховелы, гудамакары, двалы (туалы), хоны, цховаты, кусты, тушины, цанары дзурдзуки, маьлхи и др., занимавшие практически ту же территорию, которая была известна как территория малхов/махлов, нахаматеан, кавкасов, мосохов.
Так, например, если в первом слое «Ашхарацуйца», в котором воспроизводится этнополитическая ситуация середины и второй половины I тыс. до н.э. вся территория Центрального Кавказа покрывается термином «нахаматеан/нахчаматеан», то во втором слое, воспроизводится уже этнополитическая ситуация Центрального Кавказа позднеантичного и раннесредневекового периодов, с учетом изменений, произошедших в регионе в результате перемещения в эти земли ираноязычных и тюркоязычных племен. И в этом, втором слое «Ашхарацуйца» на территории Нахчаматии локализуются 22 племени, более половины из которых можно с уверенностью относить к нахским.
Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов: "ИСТОРИЯ НАХОВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, КАВКАЗА И ЧЕЧНИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XV ВЕКА". Москва-2019
checheninfo.ru