С. ОСЕТИЯ. Барастыр — так величали древние осетины владыку загробного мира. Его пугающая власть над людскими душами вызывала страх и благоговение. Однако вместе с тем народное сознание хранит образ божества, как седовласого мудрого старца, озаренного ореолом света. Да, суров Барастыр, коль грешил всю жизнь. Но ласков и справедлив к тем, кто стремился оставить после себя добродетель. Тропа мертвых одна, и нет возврата назад. Доступа живым в страну властелина Барастыра нет.
Велика территория загробного мира. Можно долго ехать по горам и равнинам, объезжая озера, переезжая реки. Встречаются в ней столбы, да деревья с подвешенными на них людьми. Кого за язык подвесили, кого за шею… И под каждым грешником разложен обжигающий огонь. Булыжники раскалены до бела, горят неугасимо.
Тело наше бренно, вышло из земли и в землю уйдет. Душа — хранитель познания человеком добра и зла. Перейдя черту из мира живых в мир мертвых, унесет она с собой все привычки и наклонности, все страсти, с коими пришлось сродниться человеку, пока длился его короткий марафон от рождения до гроба. Грозный привратник Аминон сторожит железные врата в страну мертвых. Успей пройти, пока последний луч солнца не потух во мраке надвигающихся сумерек. Аминон следит за людьми, чтобы те до срока своего обитали на земле. В представлении древних осетин мир живых призрачный, царство же мертвых — истинное, вечное.