ИНГУШЕТИЯ. Чондыр один из оригинальных ингушских музыкально-смычковых инструментов, вроде скрипки с тремя струнами и дугообразным смычком. Корпус инструмента выдолблен из куска дерева. Струны преимущественно из искусно высушенных жил или волос животного. Порожки лады в виде веревочных поперечных перевязов, расположены на грифе. Издаваемые звуки глубокого бархатного тембра, шелестящие.
Горцы — дети ритма, отбиваемого копытами по пыльным каменистым тропам, и заунывных напевов ветра в расщелинах гор. Песня и танец для северокавказских народов равноценны бурке с папахой. Горец требователен к мелодии и слову, он знает в них толк. Горские мелодии сложны и многообразны, часто протяжные и грустные, как долгие зимние вечера, проводимые в каменных башнях. Как настроишь чондыр, так и сыграешь. Благодаря разной настройке горцы добивались всевозможных сочетаний и разной последовательности созвучий.
Среди северокавказского народа бытует легенда об одном могущественном царе, пославшем лазутчика высмотреть, много ли войска и чем воюют. Вернувшись, лазутчик ответил: «Народ малый, но их не покорить, пока в руках они держат маленький инструмент и умеют на нем играть. Пока танцуют они и поют дух народа не сломить».