С. ОСЕТИЯ. Расположенное в самом сердце Мамисонского ущелья средневековое селение Лисри обладает удивительным по красоте и необычным по архитектурному решению видом. Грозные каменные великаны появляются здесь благодаря роду Дарчиевых. Они отстраивают целый город-лабиринт с горскими замками, который сегодня является колыбелью традиционной культуры осетин. Аул Лисри – это музей осетинской башенной архитектуры на высоте 2000 метров. Такого количества боевых сооружений на сравнительно небольшом участке нет нигде на территории Алании. Средневековые постройки воплотили в себе черты сотворившей эпохи и стали отражением жизни нации, символом стремления к самосохранению.
В этом месте собрались все виды традиционного зодчества. Благодаря простоте исходных строительных материалов и их мастерского использования народная архитектура вписалась в горный ландшафт. Эти своеобразные и запоминающиеся сооружения будоражат ум и восхищают взгляд смотрящего. Средневековое поселение сохраняется до наших дней. Взяв за основу безопасность, члены осетинского рода выбирают то место, которое с точки зрения военной тактики подбирается удачно. Врагу не дают и шанса. Ни в преданиях, ни в исторических сведениях нет информации относительно взятия аула.
На примере Лисри, где одна башня не похожа на другую показано как жило особенно богатое село, каждый из жителей которого хотел выделиться. Но понимая, что разбойники, чья жажда поживиться была непреодолима, старейшины села принимают решение вдоль всего ущелья создать цепь сигнальных башен. В каждого из них садят дозора с большим запасом дров, смол и хвороста и дают распоряжение: «В момент опасности разведи костёр». Таким образом череда башенных вершин зажигается и достигает жителей села, позволяя отразить нападение.
Зиккурат. Природные катаклизмы и войны доводят осетин до порога физического и духовного уничтожения. Кто как не единый бог мог защитить людей и взять их под своё покровительство. Тогда они начинают строить святые места под открытым небом. На восточной окраине селения Лисри учёные находят единственный на всём Северном Кавказе зиккурат – ступенчатое культовое сооружение, сложенное из камней. По-осетински святилище именуется как «мигьдау дзуар», чей перевод — «патрон населения», отсылает к защищающей функции. У него три яруса, на последнем из которых оставляют приношения. Споры о истинной принадлежности постройки не утихают до сегодняшнего дня. Зиккурат отсылает нас в глубокую древность, к архаичным народам шумер и ассирийцев. Что-то подобное впервые появляется в районе Тигра и Ефрата в конце XIV-го тысячелетия до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что такая форма сооружения как бы возвышала главного городского бога над другими божествами и отдаляла его от «мирян
Ныхас. Если пройтись по горячим следам прошлого, то найдём, где раньше проводился совет, называемый ныхас. Каждая семья выделяла представителя, которому давалось право говорить за них. Без собраний не начиналось ни одно серьёзное мероприятие — ни пахота, ни собирание урожая, ни праздник. Они сидели на плитах, расположенные амфитеатром и размер камня определялся статусом сидящего. Особенно часто здесь обсуждались вопросы морали. Любое неповиновение местным правилам выносилось в народ, решение по объявлению войны и заключению мира не обходилось без ныхаса. Если человек не соглашался со старцами, то наказывался штрафом или бойкотом. В такой среде воспитывался каждый горец в каждом высокогорном селении Республики. Словно камень их обтачивали условия жизни, методы воспитания и непоколебимые законы гор.
checheninfo.ru