ДАГЕСТАН. Махмуд был родом из аула Кахабросо, что значит «белое село». Его отец всю жизнь зарабатывал продажей угля. По национальности аварец, а по призванию поэт, сегодня его называют «кавказским Блоком», потому что за 32 года жизни он создал уникальную поэзию, которая «до сих пор остается недосягаемым образцом совершенства и художественности».
Создатель неувядающих и бессмертных лирических произведений Махмуд родился в 1887 году в Дагестане. Родители заставляют мальчика учится, он успешно заканчивает медресе и начинает работать имамом в родном селе Кахабросо, а в свободное время предаваться творчеству.
Как работал Махмуд? Он был неким бардом своего времени, одновременно занимая места автора произведения, исполнителя, аранжировщика мелодий, иногда создателя музыки. Его поэзия всегда цвела, благоухала и каждый слышал её звучание. Профессор Л.И.Жирков достаточно ёмко раскрывает механизм, которым руководствовались все аварские поэты. Раз появившись, удачная песня передается не только устным путем. Она является обыкновенно довольно длинным произведением. Она в буквальном смысле пишется уже самим автором, переписывается его друзьями, в записан ном виде идет в другие аулы, в соседние округа. Ее обыкновенно на какой-нибудь из известных мотивов поют, и как есть известные поэты, так есть там и известные музыканты-композиторы
Работа Махмуда в большей части происходила осознанно. Он серьёзно подходил к созданию своих произведений. Сначала работал над текстом, потом исполнял его сам и затем отдавал знаменитым певцам Аварии для выступлений. Аварский поэт всегда писал собственные произведения не жалея строк. Приличные по объёму стихотворные произведения требовали внимательной и сосредоточенной работы. Как бы творцы ни говорили о силе и важности вдохновения без трудолюбия невозможно снискать признание и славу. На один интересный вопрос: «Много ли приходится думать, сочиняя стихи?». Махмуд отвечает так:Нет, не приходится. Когда на несколько дней закрываешь коз в кошаре и когда их голодных выпускаешь на волю, они бегут, перепрыгивая друг через друга. Так и слова. Они в моем сердце, в памяти, на устах, они, тесня, опережая друг друга, требуют, просятся в стихи. Какой толк от стихов, если долго их приходится вынашивать
Вообще по произведениям Махмуда и его высказанным мыслям о поэзии и поэтах можно сказать о том, что он был одарён своим пониманием о природе, таланте, творчестве, мастерстве и литературе. Он много знал и применял это на деле. Его стихи текли свободно, они журчали, словно родники и несли людям чистейшую мудрость, уходя всё дальше и дальше. Иногда на Махмуда нападало вдохновение и будучи в гостях собственного кунака, он мог провести целую ночь за работой, а на утро рассказать о сложностях, с которыми столкнулся: Всю ночь писал стихотворение «Мать и дочь». Никак не удавалось, чтобы в споре победила дочь, мать все время брала верх, ее доводы казались более убедительными. Но мне все же удалось убедить мать в правоте дочери
При таком трудолюбии Махмуд создаёт множество художественных произведений, однако точное их количество мы никогда не узнаем, потому что сегодня известно лишь 79 оригинальных стихотворений. Но объём дошедшего до сегодня творческого наследия аварского лирика в несколько раз больше того, что сохранилось после любого поэта Аварии XVIII–XIX веков.
Огромное творческое наследие Махмуда, впоследствии поднявшее национальную художественную культуру на высокий уровень, было рождено обстоятельствами жизни XIX–го века.
Все предшественники поэта писали о несчастной и безответной любви, что снедала сердце. Такими были Эльдарилав из Ругуджи, Муртазаали, Этил Али, Амир Али из Телетля, Нурмагомед из Местеруха, Расул и Магомед из Чиркея, Чанка из Батлаича, Магомед из Тлоха, Курбан из Инхело. Махмуд лишь завершил этот список страдальцев. В аварском обществе при заключении брака существовали строгие правила — любым способом сохранить свой общественный статус, высокое положение, чистоту рода и неплохо бы на этом деле подзаработать деньжат и приумножить состояние. В дагестанских владениях брак по расчёту — обычное дело, а примеров этому — предостаточно. Если взглянуть на историю рода ханов Хунзаха, считавшегося в Аварии самыми могущественным, то представители семьи связывались брачными узами только с казикумухскими дворами, мехтулинскими ханами, тарковскими шамхалами и так далее. Даже национальное и языковое различие между будущими супругами не являлось серьёзным препятствием на пути к алтарю. Прежде всего преследовались политические, экономические и военные цели.
Между богатыми и бедными запрещались не только браки, но и какие-либо чувства. Существовала одна быль, рассказывающая о том, что хунзахский хан заставил свою дочь простоять в шелковой одежде на вершине горы Акаро за то, что она посмела полюбить простого табунщика. За ночь девушка превратилась в ледяное изваяние. Невозможность любить и обзавестись семьёй с любимой женщиной становится личной трагедий жизни Махмуда. Однажды поэт влюбляется в горянку по имени Муминат из соседнего аула Бетль, девушка отвечает взаимностью, однако родители быстрёхонько выдают её замуж за сына царского офицера по имени Кебедмухамад. В браке рождаются 2 сына, но ещё в детстве они теряют своего отца, который погибает при несчастном случае в 1908 году.
Поэт поддерживает связь с Муминат, обучая её детей, однако ему недостаточно быть рядом. Сердце Махмуда хочет любви, поэтому он отправляет сватов к родителям вдовы. На тот момент он уже не был бедняком и занимал место имама, но отец и мать Муи категорически отказывают жениху. В тот момент они задумываются о побеге из села, но родственники девушки угрожают ей убийством любимого и лишением детей. Горянка не сейчас и уже никогда не будет ему женой.
Раскрашенным позолотой сверху
Медью оказалось данное слово.
Обернутым серебряной фольгой
Свинцом оказалась любимая моего сердца
Мечты разбиваются в прах и только поэзия спасает Махмуда из Кахабросо. Собственное горе и обиду поэт излагает в стихотворение «Разрушились дворцы сердечной страсти», где каждая строчка сочится болью и разочарованием. Как до, так и после расставания большинство своих стихов он посвящает любимой.
Когда люди узнают о страстной любви Махмуда к замужней женщине, они начинают приписывать все произведения, созданные поэтом, как послания к Муминат. В сознании народа она становится «единственным адресатом всего творчество» аварского лирика. Горькая судьба Махмуда, став предметом всеобщего обсуждения, не укладывается в общепринятые рамки поведения, которым следует местная власть и мусульманское духовенство. Правящая верхушка начинает воспринимать поэта как своего идейного врага и противника, они называют его безнравственным человечишкой, пренебрегающим моралью, этикой, который сбивает верующих с праведного пути.
Обращение к поэзии Махмуда и других дагестанских творцов объясняется сегодня учёными с точки зрения истории и культуры. Проиграв Кавказскую войну народ находится в угнетённом состоянии. Сбежать от реальности или отвлечься от неё помогают недовольные жизнью поэты. Словом они создают парящий над обыденной действительностью мир, полный высоких порывов, желаний и страстной, но раздирающей сердце любви.
Махмуд будто бы романтик. Но он не витает в эмпиреях. В его поэзии бьется и дрожит жизнь. Его стихи резки, смелы, в них немало просто народной грубости. В ней есть и неоднозначные образы – возвышенное снижается, заземляется, приходит на родную землю. Возлюбленная может аттестовать любимого «жуком навозным» и «совой», «вороной, полной смрада», и «лягушкой…», но страсть от этого не гаснет, – напротив, вспыхивает сильнее. Махмуд как строитель чертогов любви использует всё самое качественное, возвышенное, прекрасное, ценное и редкое из того, что может создать человеческая фантазия и мысль. Отличать зёрна от плевел аварский поэт умел, поэтому его поэзия — это любовный храм, чей вход закрыт для простых обывателей.
В его поэзии существуют люди одержимые сильной страстью, они непокорны и неукротимы настолько, что предпочитают смерть серому существованию и будничной жизни. Если обозреть всё творчество поэта с высоты птичьего полёта, то оно сложится в цельную поэму, в которой главные герои – это горячо влюблённые в друг друга люди. Они пылкие, они неудержимые и, попадая в исключительные ситуации, они ведут себя, возвышаясь над реальной действительностью. Основной герой его произведений – «гIащикъ» – безумный от любви. На каждой клетке его организма печать любви и беснование страстей. От этого чувства он теряет рассудок, лишается зрения, он тает, как свеча, горит, как дрова в очаге, высыхает, как родник в знойное лето, любовь тяжела, неизлечима, это болезнь без проявления внешних признаков, симптомов
Махмуд делает из любви погоню. Для него она становится несбыточной мечтой, недосягаемым идеалом. Касаясь её, он обжигается и получает истинное наслаждение. В творчестве поэта разрабатывается традиционная для мировой поэзии любовная лирика, однако для его авторского почерка свойственен накал страстей, кипение чувств, клокотание эмоций. Лирика Махмуда оценена высокой поэтичностью, в ней рисуется мир красоты и изящества, в котором живут яркие и неповторимые образы. Поэтому творчество аварского поэта становится талисманом любви для многих таких, как и он, страждущих. Его стихи входят в широкий обиход и обогащают духовный мир каждого человека.
Слушая или читая произведения словно попадаешь в таинственный мир разнообразных цветов и оттенков. Поэзия Махмуда была наполнена мелодичностью и напевностью за счёт чего хорошо ложилась на музыку. В жизни и творчестве Махмуд, бросив узды, мчался, по его собственному выражению, «хиялазул гьорол гьалагаб чода» – на буйном скакуне ветров мечтаний
Всю жизнь аварский поэт посвятил воспеванию любви — он мастерски изображал как она зарождалась в душе человека и сама же губила. Сумев передать это чувство, Махмуд обнажает его до самой глубины и показывает жителям Кавказа во всём богатстве и многообразии, следуя национальной художественной традиции.
Печаль в моем сердце, гремит ее голос –
Раскаты и вспышки грозы и огня.
От грома и молнии грудь раскололась,
Могучий огонь пожирает меня
checheninfo.ru