В архивных источниках сохранились интересные факты, подтверждающие своеобразный характер взаимоотношений крымских татар с черкесами. Речь пойдет о попытке Крыма наладить широкомасштабную разработку золотых и серебряных месторождений в Земле адыгов.
О наличии залежей драгоценных металлов в горах Северо-Западного и Центрального Кавказа было известно еще с древних времен. В начале XVII в. серебряной рудой на территории Кабарды заинтересовалась Россия, о чем свидетельствуют русские документы, извлеченные из архивных фондов В.С.Бесланеевым. По его данным, в 1627 г. в Москве побывал мурза Каншов Битемрюков, который рассказал в Посольском приказе о наличии в горах Малой Кабарды руды, содержащей серебро и свинец: "...Сказывал он, Каншов-мурза, что есть в черкасских горах, где живет черкасский Ибак-мурза (из рода Талостановых) з братьею, серебряная руда и свинец, и тоясеребряную руды мочно ль, отуды взяв, для той руды опыту послать на Терек мастеров, хто серебряную руду знает. Где руда серебряная, и до того де места от Терека езду 6 дней, а словет де то место Табиста (т.е. Абиста) блиско Ибаковых кабаков".
Русское правительство направило в Кабарду специальную экспедицию во главе с "рудознатцами" и "золотознатцами" С.Фритчем и Г.Герольдом. Экспедиция подтвердила высокое содержание серебра в руде, которая доставлялась в Терский город самими кабардинцами. Однако конкретные места выхода серебряной руды не были показаны членам разведывательной группы, поскольку "добыча серебра составляла профессиональную тайну немногих лиц". Единственно, что удалось установить, что местечко Абиста принадлежало тогда балкарским фамилиям Апше (Апшита) и Абдаулу, которые пользовались поддержкой малокабардинского князя Ибакова. Но приезд экспедиции вызвал волнения среди кабардинцев и "рудознатцы" вынуждены были уехать. Спустя столетие с лишним попытку разработки золотых и серебряных рудников в Земле адыгов предприняли крымские ханы.