ЧЕЧНЯ. 1991-й год ознаменовался важным событием в многострадальной жизни чеченского народа: родился миллионный чеченец. Очень нелегким был этот путь длиною в полтора века. Но впервые ли преодолевают чеченцы миллионную планку? Думается, нет. Было время, когда численность этого народа была выше миллионной черты, а при благоприятных социально-исторических условиях должна была быть выше в несколько раз. Но история распорядилась по-своему. Она нередко работала против народа, создавала все условия,... чтобы он не развивался. Так было по крайней мере в последние двести лет.
Древний историк и царь Грузии Вахушти писал: «Некогда население не вмещалось в Дзурдзукии (грузинское название Чечни.- Ю.А.) и царь Саурмаг переселил их на местность Саване, после чего ее назвали Сванети».
Этот факт говорит и о том, что чеченское население еще в древности было многочисленным и не вмещалось на своей территории, а при необходимости оно оказывало соседней Грузии помощь воинами. Об этом свидетельствуют грузинские источники.
Народ, который на протяжении тысячелетий активно соприкасался с древнейшими цивилизациями, оставил следы своей культуры, языка в языках и культурах многих народов мира, не мог не быть многочисленным, хотя советская историческая наука, и особенно научные работники, проживавшие в последние 40-50 лет в Чечне, приложили много сил, чтобы доказать, что у чеченского народа не было богатого прошлого, что он стоял в стороне от столбовой дороги истории. Особенно старались авторы концепции 200-летия добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России. В разработках этой концепции чеченцы и ингуши ни разу не названы в прошлом народами, о них, говорится как о «предках современных чеченцев и ингушей», они даются вне конкретной территории, чтобы доказать, что не было сложившегося народа с национальным самосознанием, единой территорией, языком, экономическими связями, культурой, а было нечто аморфное, без чувства этнической консолидации, раздираемые внутриплеменными и трайбальными междоусобицами племена, тайпы, тухумы. Причем доминировала мысль, что они были наглухо оторваны от мировой цивилизации, жили только в горных ущельях, а на Чеченской равнине в это время обитали более цивилизованные народы. Более того, подобные антинаучные и антиисторические « дефиниции» стали расхожими в советской науке. Так, в книге А.Гольдштейна «Башни в горах», изданной в 1977 году в Москве, утверждалось: «О прошлом вайнахов мало что известно. ...Отдаленная же от центров цивилизации горная страна вайнахов почти не имела сношений с соседями...»
Правда, при желании тот же злополучный А.Гольдштейн мог бы знать, что сведения о чеченцах уходят вглубь веков, о них писали древние греки арабы, армянские и грузинские летописцы, а последние века русские, англичане, немцы, французы. На протяжении всей своей долгой истории чеченцы имели постоянные связи и активные сношения с внешним миром, с близкими и дальними соседями. Да и как мог самый большой по численности народ Северного Кавказа жить в изоляции от мира. Скифы, гунны, сарматы, русские, татаро-монголы, аланы - вот неполный перечень народов, которые жили вместе с чеченцами, имели свои формы государственности. Многие из них растворились, ассимилировались с чеченцами, но, естественно, шел и обратный процесс. И все же чеченский народ сохранился, а многие народы канули в вечность. Это уже о чем-то говорит. Они оставили лишь в чеченском языке свои какие-то слова и выражения, идиомы, смысл которых разглядывают сегодня чеченские лингвисты. Такова история, она не делит народы на сынков и пасынков, но каждому из них определяет свое место.
Но ближе к сегодняшнему дню. Так, когда же чеченцы опустились ниже миллионной черты и как долго они шли к ней вновь?
Во-первых, надо иметь ввиду, что до конца XIX века в Чечне никто не проводил перепись населения, тем более в десятилетия кровавой войны. Но если сам генерал Ермолов утверждает, что чеченцев косит эпидемия наподобие желтой горячки, а еще умирают от ежедневных сражений, голода и холода, можно себе представить, насколько точной могла быть перепись, проведенная после покорения Кавказа. Поэтому считаю возможным игнорировать официальные цифры колониальной администрации, а обратиться к данным, исходящим не от царского официоза. Вот некоторые источники, опубликованные на русском языке.
Именно последние двести лет были самыми тяжелыми для чеченцев. Завоевательная политика царизма на Кавказе своим острием оказалась направленной против чеченцев, народа наиболее многочисленного и оказывающего наиболее сильное сопротивление военной экспансии России. Здесь уместно еще раз вспомнить садиста генерала Ермолова, наместника Кавказа, прибывшего сюда в начале XIX века. Он прямо заявил о своей конечной Цели: «Я не успокоюсь до тех пор, пока не останется в живых ни одного чеченца». В планах своих он довольно преуспевал, хотя выполнить их до конца так и не смог, а сам чуть было не попал чеченцам в плен, но ему помог густой туман на Тереке. Вот как писал он дальше, радуясь своим успехам:
«...Чеченцы, мои любезные, в прижатом положении. Большая часть живет в лесах с семействами. В зимнее время вселилась болезнь, подобная желтой горячке, и производит опустошения (выделено автором.- Ю.А.). От недостатка кормов, по отнятию полей, скот падает в большом количестве... Наши победы доведут нас и до последних убежищ злодеев.» (Записки А.П.Ермолова. 1798-1826. М., 1991, ее. 416-417)
Ермолов был, к сожалению, не единственным мерзавцем и мизантропом на историческом пути чеченского народа. В их числе были и Сталин, Берия, и другие.
И все-таки, нанося огромный ущерб в численности, им не удавалось Уничтожить весь народ. Население Чечни с 1847 по 1850 гг. уменьшилось в 2 с лишним раза, с 1860 г. к моменту революции - почти в четверо».
А вот что пишет А.Рогов в историко-литературном очерке «О потомках Шамиля, Хаджи-Мурата, Зелимхана и Аслабека Шерипова» в журнале «Революция и горец» (№№ 6-7, 1932 год): «Население Чечни только за три года (с 1847 по 1850) уменьшилось больше, чем на половину.
...В три года полуторамиллионное население Чечни сократилось до 700 тысяч, а потом и семисоттысячное стало 400 тысячным».
А уже по переписи, проведенной в СССР в 1926 году, чеченцев насчитывалось 392,6 тыс. человек.
И, наконец, в 1938 году в Грозном вышла книга «Чечено-Ингушская АССР». Авторы ее С.Родов и Л.Шапиро писали: «За сто лет от начала царской колонизации число чеченцев уменьшилось в четыре раза».
К сожалению, в разных источниках (советских и зарубежных) цифры не всегда совпадают. Были авторы, которые умышленно занижали численность народа. И все-таки общая численность на 1847 год у многих авторов едина: полтора миллиона. И это после массового истребления народа с конца XVIII в. по 60-е годы XIX века.
Не случайно даже в русских дореволюционных источниках отмечалось, что в Чечне после завоевания Россией мало осталось чеченцев. «Чеченцы -кавказская народность, населявшая (выделено автором. - ЮЛ.) до завоевания Кавказа Чечню; часть их них и ныне живет там, часть же, наиболее воинственная (напр., карабулаки), выселилась в Турцию: около 200 тыс. чел.» (Энциклопедический словарь Ф.Павленкова, Санкт-Петербург, 1913).
Как народ, который оказал царизму наиболее яростное сопротивление, чеченцы заслужили и особое к себе отношение. Ни царь, ни генералы не жалели грязных эпитетов, чтобы создать образ «злого чечена», который «ползет на берег, точит свой кинжал», ими пугали русских детей и девушек. Эту ситуацию хорошо схватил А.С.Пушкин в своей «Черкесской песне»:
«На берегу заветных вод Цветут богатые станицы; Веселый пляшет хоровод, Бегите, русские певицы, Спешите, красные, домой: Чеченец ходит за рекой».
Эта античеченская великодержавная пропаганда на протяжении всего времени и до сегодняшнего дня преследует чеченский народ. Особенно разнузданной она стала, когда начали готовить выселение народа в 1944 году: чтобы оправдать самый бесчеловечный в истории человечеств акт геноцида против Народа, надо было в глазах других народов представить его максимально плохим, неукротимым и коварным. Атавизмы этой пропаганды крепко дают знать о себе по сегодняшний день. Очень активно старается центральная желтая пресса.
Пройдя через так называемое раскулачивание, массовые расстрелы и лагеря ГУЛАГа, благодаря своей неистребимости, жизнелюбию и воле, к роковому 1944 году чеченцы все же подошли, имея численность более 400 тысяч человек (в 1939 г. - 408 тыс.). На этом изломе трагической истории народ ожидал невиданный до сих пор удар, высоко и тщательно спланированный демонами «казарменного социализма», вампирами Сталиным, Берия и иже с ними, имевшими под рукой самую многочисленную в мире армию и цепных собак-энкеведешников. В итоге почти половина населения погибла. Нет смысла вспоминать все жестокости, которыми сопровождалось народо-убийство. О них уже много писалось и будет написано. Но и диктаторы от научного социализма не смогли полностью уничтожить народ.
И вот прошло 150 лет и в СССР родился миллионный чеченец. Не самое легкое время он выбрал: общество наше находится на очередном тяжелом вираже, только что родившись, он стал участником дикого рынка и создаваемых им отношений. Но будем оптимистами, - может, ему будет все же легче, чем нашему поколению.
Нужно отметить, что несмотря на неослабевающую античеченскую пропаганду, правда не всегда уступала кривде, и о чеченском народе, его основных чертах характера, традициях и обычаях очень много авторов (русских и зарубежных) еще в прошлом веке писали с искренней симпатией и восхищением. Они стали положительными героями произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого и многих других русских писателей. А вот как писали в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными... Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе -черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами».
А вот внешняя характеристика из энциклопедического словаря «Гранат Русского Библиографического общества: «В антропологическом отношении Чеченцы представляют смешанный тип. Цвет волос колеблется от черного до тёмно-русого, цвет глаз от черного до голубого и светло-зелёного... Рост чеченцев высокий, сложение стройное, женщины отличаются красотой».
И несколько сравнений из демографии.
Последние 30-35 лет оказались наиболее благоприятными для прироста чеченского населения. За это время они, обойдя по численности ряд-бывших Народов СССР, догнали эстонцев и занимали в составе более чем ста народов 21 место, а в Российской федерации уступают только пяти народам -Русским, татарам, чувашам, башкирам, мордве.
Точными данными о том, сколько чеченцев. проживает за рубежом мы, к сожалению, не располагаем.
Наиболее компактно чеченцы проживают в Турции, Иордании, Сирии, Ираке, в других арабских странах, проживают также в Иране, США, Германии, Австралии, в некоторых других государствах. Надо сказать, нелегко складывалась их судьба на чужбине, на их численности оставили свой след и процессы ассимиляции, но в целом, в каком бы уголке земного шара ни жили чеченцы, они сохранили чувство национального достоинства и самосознания, преданности Родине, язык, обычаи, традиции, культуру.
Сегодня чеченский народ, избавившись от тоталитарного режима, встрепенулся, почувствовал себя свободным; он с большей уверенностью смотрит вперед. В лучших традициях этого народа - поддерживает самые добрые отношения с соседними народами, уважение к суверенитету и независимости каждого народа. Эти важнейшие моменты зафиксированы в Конституции Чеченской Республики.
По данным переписи 1989 года кроме чеченцев в Чечне проживали представители более 90 национальностей. Всем им нужны мир и уверенность в завтрашнем дне. А это зависит от мудрости, сдержанности, зрелости каждого из народов - большого и малочисленного, ибо численность не является абсолютным критерием величия того или иного народа. Велик каждый народ, который на тысячелетнем историческом пути не сломился, сохранил свои неповторимые черты, язык и культуру, щедро делился своими духовными ценностями с другими народами и обогащался сам.
Ю. Айдаев, А. Айдаев
checheninfo.ru