Часто обычаи предков, ушедшие в прошлое, кажутся нам нелогичными и странными. Мы, не разобравшись, списываем их на неразумность и «тёмные времена», однако стоит только узнать суть этих традиций, их глубину, так сразу становится понятно: нам есть чему поучиться у старины. В этой статье мы расскажем вам об одном из таких любопытных обычаев Кавказа — аталычестве.
Что такое аталычество? Суть обычая в самом названии: «аталык» в переводе на русский язык означает «отцовство». Согласно этой традиции, ребёнка после рождения до определённого возраста отдавали жить и воспитываться в другую семью. Детей, как мальчиков, так и девочек, могли отдавать совсем еще младенцами на срок от 6 до 13 лет, а иногда и больше. Таким образом семья — родившая ребёнка и его воспитавшая — становились «молочными» родственниками, и подобное родство не уступало в своих правах кровному. Такое название возникло из-за обряда, которым сопровождался переход ребёнка в другую семью: он должен был испить молока своей приёмной матери или же просто коснуться губами её груди, если был уже большим. Приёмная семья обучала воспитанника всему, что знает. Мальчики занимались боевым искусством, верховой ездой, этикетом, сельским хозяйством; девочек учили умению вести хозяйство, рукоделию, готовке и т.п, внушали представления о женской чести. Если ребёнка отдавали в семью из другого этноса, он получал и языковые навыки, что в условиях кавказского разноречия высоко ценилось.
Кровные родственники не имели права вмешиваться в жизнь ребёнка, пока он находился у аталыка. Они не должны были с ним не то что видеться — им нельзя было даже пытаться что-либо разузнать о нём через третьих лиц, это считалось недостойным. Когда воспитаннику приходил срок возвращаться к кровным родственникам, приёмная семья стремилась одарить его как можно богаче, часто в ущерб своим детям. Кровные родственники же устраивали большое застолье и в ответ награждали семью аталыка, порой даже скотом или землями.
Где действовал обычай? Аталычество имело место в разных слоях общества. Если говорить о крестьянском сословии, то здесь на первом месте стоял обмен знаниями и навыками, которыми таким образом делились друг с другом дружественные семьи. Это сплачивало людей, делало их родовые связи сильнее. Иногда крестьяне, притесняемые местной властью, пытались услать детей в другую семью и из соображений безопасности, желая дать детям больше возможностей для будущей жизни.
Знать преследовала иные цели. Отдавая своих детей в семьи, стоящие ниже их в сословной лестнице, они приобретали верных и преданных союзников, готовых отдать жизнь за «молочного» родственника. В то же время дети из знатных семей с пелёнок были близки к своим будущим подчинённым и знали, чем те живут. Эта традиция служила и для образования мощных политических союзов между семьями одного ранга. По этой же причине аталычество как сильный объединяющий инструмент и знак высшего доверия совершалось и между представителями разных народов. Так оно служило залогом мирных отношений.