В Швейцарии сохранить свои этнические традиции непросто, так как дети всех эмигрантов, родившиеся в стране или приехавшие маленькими, пройдя местную школу, к 20 годам становятся «швейцарцами». Стремление не потерять себя и что-то «своё» у чеченцев неразрывно было связано с исповедованием ислама. Рамадан, Ураза, Курбан байрам— всё соблюдалось чеченскими эмигрантами в далёкой от Республики центральной Европы.
В Швейцарии появилась такая тенденция, что вдали от Родины чеченки начинали уделять большое внимание мусульманской религии, не пропускать ни одного намаза, блюсти посты и все исламские каноны. Для сохранения той самой культурной традиции в пределах семьи, при заключении брака родители старались выбирать жениха из числа «своих», однако это оказывалось не так просто.
Проблема не решалась даже при использовании интернета, который позволял писать своим родственникам и друзьям, находящимся в Европе или на Родине. Поэтому эмигранты, отодвинув национальность на второй план, главным критерием выбрали религию. Оба брачующихся в обязательном порядке должны были быть мусульманами. Таким образом, чеченки могли заключать брак с арабом, турком или албанцем.
При проведении свадьбы мусульмане не отказывались и от чтения никаха, при котором необходимо выплатить символический калым в размере 200-500 швейцарских франков, что в переводе на российские деньги составляет от 17 до 40 тысяч рублей. Хотя умерших чеченцев не хоронили в Швейцарии, после наступления смерти их сразу отвозили на Родину, местные чеченцы старались соблюдать похоронные мусульманские традиции: выражать соболезнования, делать «садака», читать молитвы «дуа» .
Жизнь каждого чеченца также отличалась друг от друга. Одни из них работали и полностью обеспечивали свои семьи, другие активно посещали мечети и проводили большое количество времени там, ведь это было единственным местом для общения с единоверцами или бывшими земляками из соседних Республик — Дагестана и Ингушетии. Что касается чеченок, то они не посещали мечети в Швейцарии, совершая намаз дома и соблюдая все необходимые посты. Со временем проблема рукопожатий с женщинами для чеченцев была решена и сейчас они спокойно протягивают руку для приветствия, однако вопрос с трудоустройством мусульманок на престижную работу остаётся актуальным. Даже при наличии высшего образования у чеченок, их не берут на высококвалифицированную работу, поэтому им приходится зарабатывать в качестве уборщиц или сиделок. При этом, конечно, есть единичные исключения.
Швейцария стала первой страной, отказавшейся от распространившейся в Европе идеи культурной толерантности. Сами власти называют свою политику довольно четко и определенно – «политика нулевой толерантности», что означает достаточно строгое отношение к особенностям национальных и религиозных культур эмигрантов. При такой политике швейцарских властей северокавказские мусульмане использовали своеобразную форму адаптации через ислам. Религия выступала для них неким психологическим инструментов, который помогал приспособиться и не растеряться.
Усиление роли ислама в жизни чеченцев постепенно изменяла их идентичность, национальность сходила на нет, тогда как религиозность выдвигалась на первый план. Таким образом они постепенно стали абсолютными членами исламского мирового сообщества, который вполне себе может быть некой оппозицией в швейцарском сообществе, потому что их ценности во многом отличны от большинства граждан это страны.
checheninfo.ru