Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Заслужить благодарную память потомков.


Просмотров: 1 719Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Заслужить благодарную память потомков.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро». Автором этого высказывания является древнегреческий философ Аристотель. Однозначно, герои моего повествования не знали Аристотеля, но смыслом своей жизни считали своими делами, поступками заслужить благодарную память потомков. Будучи истинными мусульманами, они жили в соответствии с постулатами Ислама. В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах1) Посланник Аллах1а (да благословит Его Аллах1 и приветствует) передается: «Трое сопровождают умершего:    его    близкие, его имущество и его дела. Двое возвращаются, и остается одно: возвращаются его близкие и имущество, а остаются дела». После жизни наших героев остались их дела. И потому в памяти своих зем-ляков-аргунцев имена этих людей остались в названиях улиц. Одна носит имя Юсупа Башаева, а вторая названа именем его сына - Махмуда Юсупова. Об этом имеются два документа.

«Решение Совета депутатов года «О наименовании улицы города Аргун». За заслуги в духовно-нравственном воспитании и в целях увековечения памяти духовного лидера, ветерана труда, в соответствии с п.14 ч.3 ст35 Устава муниципального образования город Аргун Совет депутатов г.Аргун решил:
Назвать одну из улиц новостроек города Аргун в честь духовного лидера жителей города Аргун, ветерана труда, уроженца города Аргун Юсупова Махмуда Юсуповича.»

И второй. «Решение Совета депутатов №12 от 25.02.2014 г. О переименовании улиц города Аргун:    п.5    В    связи с тем что центральная улица города, а именно ул.Гудермесская, переименована в ул. А.А.Кадырова, ул. А.А.Кадырова в новом поселке переименовать на ул. Ю.Башаева.»


Названия улиц - это своего рода каменная летопись городов, при помощи которой увековечивается память о знаменитых личностях, важных исторических событиях или героях-защитниках своей родины. Потому пролетарский поэт В.В.Маяковский в известном стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» пишет о естественном желании людей «чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела», подразумевая под этим хотя бы добрую память о - достойно прожитой жизни. Однозначно, достойно прожитая жизнь каждым из наших героев - свидетельство того, что их имена заслуживают доброй памяти потомков.

Считается, что чеченец должен знать своих предков до седьмого колена. Молодое поколение Башаевых знает их больше семи. А род их очень многочисленный. У Юсупа, к примеру, было девять сыновей и три дочери, а у Махмуда - два сына и пять дочерей. Слушаю рассказы-воспоминания моих собеседниц, двух двоюродных сестёр - Тамару Башаеву и Марху Юсупову -    и думаю: «Каким благородным по сути, честным по жизненным поступкам и благодарным Аллах1у за все перенесённые испытания был земной путь у отца Юсупа Башаева и его сына Махмуда Юсупова!» Перефразируя поэта-классика, позволим себе сказать: «Чистейшей духовности чистейший образец!».

Махмуд родился в 1910 году. Ему было всего 12 лет, когда умер его отец в возрасте сорока лет. Сын успел усвоить уроки нравственности, которые отец преподал ему без назиданий, без лишних слов, а только своими делами, поступками и образом жизни. Вспоминая годы жизни в депортации, родственник Башаевых Ризван Ирисханов говорит, что даже тогда, в самое тяжелое для ссыльных чеченцев время, в доме у них царила какая-то аура, которая притягивала к ним людей. Наши дома в с. Беловодское (Киргизия) находились рядом, говорит он, и в моей детской памяти сохранилось ощущение особенной атмосферы в их семье. Это была атмосфера высокой духовности - соединение нравственности и религиозности. На долю отца и сына Башаевых пришлись страшные годы советской России. Революция 1917 года, борьба за установление большевистской власти, вера в справедливость «народной» власти и жестокий обман народных масс, вылившийся в нескончаемое «раскулачивание» и поиск «врагов народа» ...
Смутные годы, когда члены семьи вынуждены были брать разные фамилии. Так появились Юсуповы в роду Башаевых - от имени Юсупа Башаева. Когда разразилась Октябрьская революция, молодой человек Юсуп Башаев имел свое дело - занимался производством кукурузной муки. У него была мельница, которая приносила определенный доход, который позволял жить довольно-таки безбедно и хорошо обеспечивать свою семью. Говоря современным языком, занимался экономической деятельностью. Установившаяся в Чечне советская власть полностью разрушила привычный уклад жизни людей. Но лозунги новой власти были очень заманчивыми и для многих долгожданными.

Документ. Главных пропагандистских обещаний большевиков-ленинцев было три: 1 - «Земля - крестьянам!», 2 - «Заводы, фабрики - рабочим!», 3 - «Мир - народам!». Эти три лозунга были самыми актуальными и востребованными. И когда в лице белогвардейцев возникла угроза для сохранения этой власти, многие чеченцы вышли защищать ее с оружием в руках. Среди защитников был и Юсуп Башаев, о чем свидетельствует пожелтевший и обветшавший от времени документ, который вместе с семьей Башаевых побывал и в тринадцатилетней ссылке, и на стыке двух столетий пережил две чудовищные «чеченские» войны. Этот документ - своего рода охранная грамота. Документ, равнозначный цене жизни, если того потребовалось бы. В нем сказано, что гражданин Башаев Юсуп «. отдал себя всецело целям борющихся. Товарищ Башаев, учитывая критическое положение, . .где патрон ценился дороже всего, на трех подводах своего односельчанина Мавсулаева повез свою муку собственную в гор. Петровск (ныне г.Махачкала - А.Б.), обменял на патроны, винтовки и прочее военное снаряжение. Башаев раздавал через ответственных лиц . за Советскую власть через Устар-Гордоевских общественных представителей Мавсуева, Абубакара Шептукаева было роздано 70000 патронов вышеуказанного количества были розданы и винтовки и во многие другие селения Гойты через Юсупа Таштемирова 10000 патрон, Цацан-Юрта Эльмарза Исаева 7000. Патроны отправлялись в те селения, которые осаждались и находились в опасности» (орфография и пунктуация оригинала сохранены). Далее в документе сказано, что во время боев под Воздвиженкой Башаевым со своими четырьмя сыновьями принято личное участие в военном противостоянии.
Пусть документ написан коряво и некоторые кусочки не прочитываются. Главное в нем то, что Юсуп Башаев -один из тех тысяч чеченцев, кто поверил популистским лозунгам большевиков, кто не только не щадил своей и сыновей жизней, но и внес очень ощутимую, а для многих - и неподъемную сумму денег в дело установления Советской власти в Чечне. Нам известно изречение «Что отдал, то твое». И это, действительно, так: отдавая, мы не лишаемся чего-то, а, наоборот, приобретаем - благодарность, уважение, почитание со стороны других. А от себя (для себя) мы получаем какое-то моральное удовлетворение. Это, наверное, есть духовное обогащение. Думаю, Юсуп Башаев как раз-таки и руководствовался в жизни именно этим принципом. Потому и пользовался уважением односельчан, да и Всевышний всегда был благосклонен к нему. Потому и приносила его экономическая деятельность, которой он занимался, хороший доход ему. За материальное благополучие своих детей, в случае своей смерти, он был спокоен.

У Махмуда, сына Юсупа Башаева, было 9 братьев и 3 сестры. Все они были на редкость очень дружными. Неоднократно Ризван Ирисханов подчеркивал те или иные черты характера рода Башаевых: сильные, выносливые, статные, общительные, учтивые, надежные, ответственные, бескорыстные, хлебосольные, с сильно развитым чувством долга, чести, совести, достоинства. Особенно выделялся среди них Махмуд, говорит Ризван. Светлый, красивый, стройный, статный. Когда настали тяжелые времена и голод начал косить чеченцев, надумал Махмуд Юсупов побывать на родине своей да и забрать спрятанные дома до выселения золотые украшения сестёр. Но, видимо, его «пасли». Он не успел забрать из тайника этот золотой - в прямом и переносном смысле - запас. Услышав за своей спиной команду «Руки вверх!», он в ту же ночь очутился на втором этаже грозненской тюрьмы на берегу Сунжи. Мы можем только предположить, какие горестные мысли могли обуревать Махмуда. Конечно, ни о каком сне не могло быть и речи. Но под утро то ли задремал пленник, то ли было какое-то видение. Но на всю жизнь в его памяти запечатлелось увиденное в ту ночь лицо отца и еще какого-то белобородого старца. Они оба настойчиво старались разбудить его и, не мешкая ни минуты, поднять железную решетку на окне и уйти. До самой своей смерти помнил Махмуд тот момент, когда по всему телу пробежали мурашки, и он подошел к окну.

Трудно объяснить и тем более доказать что-либо из того, что произошло в ту ночь. Но Махмуд принял в ту ночь решение: если останется на свободе, до конца жизни своей будет ежедневно держать уразу. (Ураза в переводе с арабского означает: 1 - воздержание от еды и питья; 2 - благодарность). Таким образом, до самой своей смерти в 1980 году Махмуд круглогодично держал уразу, делая исключения только в праздники Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. И никогда никому не говорил об этом. А в социалистической стране, где религия трактовалась как опиум народа, такое «слепое», с точки зрения атеистической власти, поклонение Всевышнему не только не поощрялось, но и сулило большие неприятности. Власть была жесткой. Но Аллах1 уберег его. И никто из земляков, кто знал не только об этом посте, но и о том, что в доме Махмуда постоянно по определенным вечерам собирались последователи учения Кун-та-Хаджи Кишиева и даже рузбу-намаз совершают, не донес, не причинил этому истинному мусульманину никакого беспокойства.

Вспоминая своего отца Махмуда, Марха говорит, что он был не только для них, своих детей, хорошим - он желал блага всем. «Помню, мы забивали трубу, чтобы соорудить качалку по добыче из недр земли питьевую воду,- рассказывает она.- Мы отца называли Ваши. Увидев, что он планирует качалку поставить у дороги, за пределами нашего двора, я спросила у него: «Ваши, а почему ты на улице собираешься поставить кран, а не во дворе у нас?» Он с улыбкой, веселыми нотками в голосе ответил мне: «Э-э-э, Марха, ты не знаешь, сколько блага даст людям эта вода, сколько путников напьется этой холодной родниковой водой в знойный летний день.. Это же саг1а!». Мой отец не ради слова, не для показухи, как говорится, делал добрые дела. Он совершал свои поступки сообразно нашей религии, потому что был глубоко верующим человеком. Он всегда подчеркивал, что девочка должна быть немногословной, скромной, воспитанной. Мы, его дети, никогда не слышали от него навязчивых нравоучений, назиданий. Своим отношением к нам и к другим людям он для нас был образцом для подражания».

Мы, рожденные в депортации, сами уже в почтенном возрасте, говорит Ризван Ирисханов. А тому, уже ушедшему поколению, нашим отцам и дедам, трудное досталось время. Но они выдюжили, выжили и не сломленные духом, вернулись в родные края, на землю своих предков. У них было обостренное чувство долга, дружбы, верности, уважения. Они сумели сохранить свободу духа. Они привили нам незыблемые понятия чести, совести - всё то, что означает слово «оьздангалла». «Судьба человека во многом зависит от его иймана, от степени его богобоязненности, говорили старики, - продолжает Ризван. -Богобоязненные люди внешне не отличаются от рядовых граждан. Но они оставляют после себя хорошую память, приятные воспоминания. Вот такими и были представители рода Башаевых. Помню, еще до начала первой войны аргунцы принялись за реставрацию старой центральной городской мечети. Ремонт осуществлялся за счет добровольных пожертвований жителей города. Оказывается, очень солидную сумму денег внес Турпал-Али Супьянович Юсупов - племянник Махмуда, родной брат моей собеседницы Тамары. А еще он сделал крупное пожертвование, когда в Грозном начали строить первую центральную мечеть. Об этих его благородных поступках аргунцы узнали на кладбище, в момент погребения, когда хоронили Турпала-Али. Тот, кто знал о его крупных взносах в общую кассу, сказал: «Теперь я могу сказать о том, о чем покойный тогда просил не разглашать. Как настоящий мусульманин, он при жизни не захотел афишировать свой поступок. Пусть Аллах1 зачтет ему все его благодеяния!» - так засвидетельствовал этот человек», - закончил свой рассказ Ризван Ирисханов.

«Как вода, собранная в резервуаре, очищается путем фильтрации, так и накопленное богатство сохраняется за счет использования на благотворительность», - сказал один индийский мудрец. И эти слова очень точно передают смысл жизни представителей рода Башаевых.

Послесловие.

1. Мельница, которую основал Юсуп Башаев (1882 г.р.), положила начало производству кукурузной муки этой семьей. Затем эту работу продолжил его сын Махмуд (1910г.р.). Сегодня в Аргуне продолжает функционировать мельница, на которой трудится внук Юсупа Ахмед (1968 г.р.). Алхьамдулиллах1, воистину благодатным оказался начатый сто лет назад промысел Юсупа Башаева!

2. В названиях улиц нашего города кроется его история.

Post scriptum. Об истории двух улиц мы рассказали в данном материале. А что знаем мы, живущие на других улицах, на которых запечатлелась, как мы сказали выше, каменная летопись городов, обистории этих улиц, почему они так называются? А ведь исследование истории улиц и сохранившихся довоенных построек нашего города - хорошая возможность для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Думается, это заинтересовало бы подростков. Чем не возможность для проектной деятельности на уроках истории или географии, или в учреждениях дополнительного образования? Вспоминаю, как на днях на улице Ю. Башаевакак бы невзначай спросила у троих мальчишек, знают ли они, кем был этот человек, чьим именем названа их улица. Думала, увижу безразличный, равнодушный взгляд. Но - нет! - увидела поначалу заинтересованный и неловкий, а в конце нашей дружной беседы благодарный взгляд. Желая помочь мне в решении этого вопроса, они даже посоветовали мне проехать чуть дальше и указали дом, где, примерно по их расчетам, мне могут дать более четкий ответ. А я, в свою очередь, подсказала им, что было бы здорово, если бы они внесли предложение, когда в школах в сентябре начнутся уроки, начать со своими ровесниками поисковую работу...

Айза БАРЗАНУКАЕВА, Заслуженный журналист ЧР
Источник: газета "Аргун (Орга)" №11 от 22.02.2011


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"