ЧЕЧНЯ. Услышав выстрелы, Муртаза Мухтаров забаррикадировался в своей усадьбе. Он был одним из последних азербайджанских нефтяных баронов, крепость которого не была скрыта. Под ударами осаждавших людей ворота великолепного строения закряхтели, на потолке с лепниной зазвенела люстра. Неожиданно у входа в зал появились два солдата. На верхних ступенях мраморной лестницы появился Мухтаров. Левой рукой он вцепился в балюстраду, в правой - держал револьвер. Он дважды выстрелил, точно поразив незваных гостей. Затем выстрелил в третий раз - себе в висок.
Это было в 1920 году. Во дворец Мухтарова въехала советская власть, и азербайджанское государство, которому не исполнилось и двух лет, потеряло свою независимость. Его нефтяные магнаты и знать бежали на Запад. Того, кто остался, ждала в основном смерть. Нефтедобывающее оборудование, с помощью которого с благословения царя производилась треть всей мировой нефтепродукции, пришло при большевиках в двадцатые годы в упадок.
Источники: Извлечение из статьи «Огни Баку» ("Die Zeit", Германия) Михаэль Туман (Michael Thumann), 14 мая 2002 . Наша справка: Муртаза Мухтаров - крупный бакинский нефтепромышленник, купец и меценат из азербайджанской общины города Владикавказа. Долгое время проживал во Владикавказе. Был женат на дочери осетинского полковника Туганова – Елизавете. В 1908 году во Владикавказе на средства М.Мухтарова была построена уникальна по многим параметрам Владикавказская суннитская мечеть. Это самая большая мечеть на Северном Кавказе. К тому же, по мнению экспертов, мечать – одна из самых богатых в плане внутренней росписи на территории России.
Известно, что М.Мухтаров несколько раз тайно встречался с абреком Зелимханом и относился к нему с большим уважением и почитанием как поборнику справедливости и чести. После трагической гибели абрека некоторое время принимал активное участие в дальнейшей судьбе семьи Зелимхана. Так М.Мухтаровым был взят на содержание старший сын абрека - Магомет, который при его поддержке был определен в реальное училище.