ЧЕЧНЯ. Чулик Сайкаев (Гендаргеноев, Киндергеев, Гендаргнойн ЧIулг). 1775-1830 гг. Чеченский военный и политический деятель кон. XVIII века — нач. XIX вв., участник Кавказской войны. Основатель села Знаменское ("ЧIулги-Юрт", 1808 г.). Родился примерно в 1775/78 г. в ауле Хьалха-Мартан (г.Урус-Мартан) в семье Сайки из тейпа гендаргной. У Чулика было три брата: Исмайла, Меза и Нойрби. Сын Исмайлы, старшего брата Чулика, Исмайлин Дуда –известный персонаж народного эпоса чеченцев «илли».
С конца XVIII в. Чулик начал призывать жителей Урус-Мартана и близ лежащих аулов выступить против колониальной политики царской России. В 1800–1807 годах под его командованием проходили столкновения горцев с регулярными частями царской армии, вторгавшимися в Чечню. Проявленная им храбрость, в ходе этих столкновений с русскими, позволила ему стать одним из самых авторитетных людей в Чечне. В это время Чулик сблизился с Бейбулатом Таймиевым, став одним из ближайших его сподвижников. Так, в августе 1807 г. уздень из аула Эндирей Хаджи-Реджеб Кандауров в своём донесении графу Гудовичу пишет о Чулике и Бейбулате как о двух лучших, т.е. влиятельных чеченских старшинах. В этом рапорте Чулик назван старшиной аула Малые Атаги.
В сентябре 1807 года, после нескольких поражений в боях с войсками генералов Булгакова и Гудовича, значительно превосходивших отряды чеченцев по численности, Чулик Гендаргеноев и Бейбулат Таймиев были вынуждены приостановить военные действия и заключить мирный договор с русскими властями. Во втором своём письме, написанном 6 сентября 1807 года, Кандауров сообщает:
«Я доносил вам о важных 2‑х человеках, которые в Чечне много значат – Бей-Булат Тайманове и Чулике Киндергееве, коим именем Вашим объявил я капитанские чины, с тем, если они успеют в вспомоществовании моем к склонению чеченцев в покорении России».
Из последующих документов видно, что Чулик не так рьяно служил России, как от него ожидало царское командование на Кавказе. В рапорте №41 от 9 марта 1808 года управляющий калмыками, кумыками и мирными чеченцами полковник Ахвердов пишет графу Гудовичу:
«Народ, узнав о выданных тайно Хаджи-Реджебом деньгах в каждой деревне, злясь из зависти, говорили владельцам, что мириться с Россиею сами охотно они желают без интересов, а как дело у нас обнаружено, кому даны тайно деньги от Хаджи-Реджеба, хотя и не так много, но как люди те не владельцы их, то чтоб отобрать, как значит в условиях, и что при отгоне из следующего провиантского транспорта во Владикавказ бывшие из тех замирившихся деревень люди всех на часть их доставшийся скот и после того увезенных Моздокского полка 2 козаков Малой Атаги чеченцем Чуликом с товарищами и Гехинские за убитием под Моздоком одного и другого увезенного и 8 волов возвратят, тогда владельцы возьмутся быть за них Российскому начальству поруками…».
Почти год спустя, 8 февраля 1809 года, полковник Ахвердов пишет:
«Мне-ж известно, что атагинские Цуцу и Чулик и шалинской Бибулат обязались при приведении их на Высочайше пожалованные чины к присяге, чтоб всякие хищнические чеченские шайки отвращать, а о протчих всяких намерениях, ко вреду нам служащих, тот час доносить; но я со времени получения ими чинов и жалованья поныне ни о каких чеченских намерениях уведомляем не был, а особливо Чулика я и поныне не видал».
В 1808 году, в ходе неизвестных событий, Чулик убил человека, (по другим данным, он принял ответственность на себя, прикрыв своего товарища). Вскоре состоялось примирение, но его условия были таковы, что Чулику пришлось навсегда покинуть Урус-Мартан. Он переселился в Надтеречную Чечню (чеч. «Теркйист») и основал там селение Чулик-Юрт (чеч. «ЧIулга-Юрт», село Знаменское). Чулик скончался в начале 30х годов XIX века и стал первым, похороненным на кладбище своего села.