ДАЙДЖЕСТ: |
Художник-реставратор Адольф Овчинников разработал собственный метод, опиравшийся как на изучение произведений, так и на творческую интуицию, и артистическое вдохновение. Он пытался воссоздавать процесс работы средневековых мастеров: от приготовления красок и подготовки основы до "завершающих штрихов", где наиболее полно проявлялась индивидуальность художников.
Овчинников много работал в Грузии, копируя фрески IX–XIII веков в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в церквях Атени, Бетании и Ачи.
Выставка посвящена российской и грузинской живописи. Адольф Николаевич много храмов скопировал в России, но его увлечением были грузинские храмы. Это как более ранний этап развития византийской живописи на территории близлежащих государств. Переход от грузинской к русской живописи свидетельствует, что всё это на самом деле наследие византийской истории.
Отвечая на вопрос о подготовке выставки Горматюк заметил:
Началом идеи выставки можно считать творчество Адольфа Николаевича в 1950-е годы. Может быть, он тогда не ожидал и не думал, как это сложится, но на сегодняшний момент иконотека (специальное подразделение, которое занимается наследием Адольфа Николаевича) имеет около 3 тысяч предметов. Все вместе эти предметы будут поэтапно раскрывать различные направления и версии его творчества. Еще при жизни Адольфа Николаевича, в 2017 году, мы провели первую выставку, которая была посвящена церкви Успения Богоматери в Мелётове под Псковом XV века, где мы обратить весь накопленный материал для такого эффектного показа древнерусской живописи.
Также Горматюк рассказал, что помимо реставрации занимался Адольф Овчинников занимался копийным творчеством:
Через свои копии он дает вторую жизнь тем произведениям, которые открывает, которые реставрирует. Благодаря этому мы можем сейчас наслаждаться теми порой неизвестными, а в некоторых случаях и утраченными произведениями древнерусской и византийской живописи. Его подход был очень высокотехнологичный, как сейчас принято говорить. Он начинал с самого глубокого: подбирал все материалы, начиная с древесины, подготовки доски, если это касается иконного искусства. Если это касается фресок, то начиная с имитации стены, ее фактуры. К тому же, подбор красочного материала: минералы, цвет, какое золочение и так далее.
Эта выставка совершенно уникальна, потому что мы прекрасно чувствуем, как в пространстве России и Советского Союза не делалось различий между сохранением памятников… То, что в этом пространстве соединилось грузинское и русское наследие, мне кажется очень важным, потому что русское и грузинское православие внутренне связаны.
У меня очень добрые отношения с великим человеком, католикосом и патриархом грузинской церкви Илией II. Он - совершенно уникальное явление для Грузии, для России. Он прекрасный композитор, глубокий знаток живописи и духовный пастырь нации, который в самые трудные моменты жизни Грузии старался найти верный ход, в том числе в отношениях с Россией. У него были очень добрые отношения с покойным патриархом Алексеем II.
- Швыдкой.
То, что [сейчас между Грузией и Россией] нет дипломатических отношений, конечно, влияет на культурные отношения. Но сейчас установилось авиационное сообщение, теперь возможны более интенсивные контакты. В России много грузинского искусства, много коллективов, которые представляют грузинское многоголосье, иногда приезжают танцевальные коллективы. Всегда в памяти и в прокате великое грузинское кино. В этом смысле отношение Грузии к России совсем не враждебное.
- спецпредставитель президента.
Грузинская культура – часть нашей жизни. В этом смысле и для Грузии русская культура это не нечто слишком далекое и заграничное. Она всегда была частью грузинской жизни, грузинской культуры. Достаточно вспомнить переводы великих грузинских поэтов, которые делали и Мандельштам, и Пастернак. И это тоже стало частью нашей жизни. Думаю, культурные связи надо восстанавливать. Если мы пьем грузинское вино, а они еще иногда употребляют русскую водку, то сам Бог велел обмениваться культурными коллективами.
- Швыдкой.
Я бы потрясен, насколько выставка передает масштабы работ. Здесь это все передано с такой глубиной, с таким талантом! Как современна и одновременно вечна тема иконописи, тематика религиозной живописи! Насколько глубинен подход Третьяковской галереи, что она таким масштабом это все для нас раскрыла!
Отвечая на вопрос, был ли он в тех местах, где реставрировались иконы, Церетели заметил:
Безусловно, был. Был в монастыре Давид Гареджа. И мой дедушка Зураб Константинович тоже объездил много храмов и делал копии как студент, когда работал в Академии наук Грузии. В нашей семье, всегда копии висели картине с изображением храмов. Эта тема мне очень близка. Когда ты здесь это видишь и подлинные работы, и копии 1980-х годов, это совершенно по-другому раскрывается. Эта выставка раскрывает уникальную, возвышенную часть религиозного искусства.
ДАГЕСТАН. В Дагестане заявили о намерении обогнать прошлый год по производству коньяка
АСТРАХАНЬ. Уникальное астраханское предприятие получит господдержку
КРЫМ. В СК по Крыму рассказали, что против мигрантов за полгода возбудили 25 уголовных дел
АСТРАХАНЬ. Названы самый длинный и самый востребованный маршруты Астрахани
АСТРАХАНЬ. Астраханский аэропорт ожидает масштабная реконструкция
КРЫМ. Глава Крыма Сергей Аксенов рассказал об увеличении доходов региона
АСТРАХАНЬ. Почти полсотни астраханских строителей не видели зарплату два года
ГРУЗИЯ. Двух пропавших мужчин ищут второй день в горах Сванети
АЗЕРБАЙДЖАН. Турция и Армения: каковы перспективы нормализации?