| ДАЙДЖЕСТ: |

ЧЕЧНЯ. В начале января 1850 года несколько горцев из лучших фамилий с дозволения Шамиля и по доверенности от «непокорных обществ» обратились к начальнику левого фланга Кавказской линии. Они попросили учредить в окрестности Грозной один раз в месяц трехдневные базары и позволить «немирным» жителям Чечни, находившимся под управлением имамата, привозить на них домашние изделия и продукты для продажи и обмена их на различные товары, доставляемые в крепость русскими купцами.
С разрешения начальства в начале мая базар, превратившийся, по сути дела, в первую ярмарку, был открыт. Местом для него, надо полагать, был избран левый берег Сунжи — между нынешними мостами, трамвайным и пешеходным, где существовал брод через реку. На этом участке (на территории теперешнего сквера имени Лермонтова) уже существовал базар. Прежде участок этот представлял собой глубокую впадину — топкое, болотистое, заросшее камышом место. И первые жители Грозной, среди которых было немало крестьян, ремесленников, торговцев, очистили его от камыша, осушили, навезли земли, засыпали впадину. Здесь обосновался базар — оживленный, пестрый, как и все восточные базары, на котором жители Грозной торговали и обменивались плодами своего труда.
Быстро завоевал он популярность и у горцев. Благодаря ему к концу тридцатых годов XIX века Грозная превратилась в один из главных торговых центров. По свидетельству генерал-майора Пулло, до 40 тысяч горцев приходили ежегодно на пограничную линию для сбыта своих продуктов. Вот почему уставшие от военных лишений горцы избрали местом для первой ярмарки базар, существовавший в Грозной.
На ярмарку съезжались до 500 арб «непокорных» чеченцев с женами и даже детьми. Она продолжалась, как было условленно, три дня. Горцы привозили съестные припасы, шкуры животных, сукно, ковры. Приобретали же у русских купцов промышленные товары, ткани, калмыцкий чай и т. д. Ярмарка проходила без инцидентов. Но следующая собралась лишь через десять лет...
В Грозной, которую увидели горцы в 1850 году, произошли немалые изменения. В ней широко был развит ремесленный промысел. Здесь жили и работали прекрасные кузнецы из отставных солдат, мастера по выделке шкур козлов. Были заложены и зачатки промышленности: все больше появлялось кирпичных заводов, в окрестностях ширилась добыча нефти. На базе грозненских нефтяных источников крепостные графини Паниной, братья Дубинины одни из первых в мире, еще в 1823 году начали вырабатывать на изобретенной ими нефтеперегонной установке керосин (фотоген) и вывозили его в Центральную Россию, Нижний Новгород и даже в Москву. Их дело продолжил другой беглый крепостной крестьянин Н. Шипов. Со второй половины XIX века нефтяным делом стали заниматься и горцы.
В начале 50-х годов А. Зиссерман записывает: «Из небольшой крепости... она в мое время превратилась в обширный... город... с большими магазинами, складами, госпиталями и довольно значительным числом торговых заведений».
Изменения произошли и в жизни горцев. Еще до ярмарки общества чеченцев, входивших в имамат Шамиля, стали отходить от него. Под защитой крепости росли все новые и новые селения вернувшихся к мирному труду чеченцев. «Управление Шамиля, — писал Н. Добролюбов, — казалось тяжело для племен, не привыкших к повиновению, а выгод никаких от этого управления они не находили». Переходить на сторону русских стали не только простые горцы, но и наибы имама. Грозная превращалась из военного пункта в торгового-экономический и административный центр Чечни.
К 1857 году обстановка на левом фланге настолько разрядилась, что отпала надобность содержать военный штаб в Грозной. В ней было учреждено почтовое отделение, началось регулярное движение дилижансов во Владикавказ, через который теперь осуществлялась связь с Центральной Россией. В 1859 году наместник Кавказа А. Барятинский распорядился организовать в Грозной с 1860 года две ярмарки в год — весной и осенью. В дальнейшем они сыграли важную роль в развитии города.
Источник: А. ВАКСМАН, «Записки краеведа»
![]() |
Казахстанские спасатели выручили 28 замерзающих пассажиров автобуса
Дорожные службы Дагестана ликвидировали последствия схода лавины
Черноморское побережье Ялты испытывает на прочность сильный шторм
Нобелевский институт заявил, что его премия мира не может быть передана
Американское издание представило недопустимые действия властей Армении против Самвела Карапетяна